Археология и генеалогия

Фуко не предлагает анализа с растолкованными причинными объяснениями. Он обнажает рисунки, коды и узоры переплетающихся обстоятельств. Чаще всего эти рисунки связаны с данным историческим и культурным контекстом. Его стиль — это намеки. Он предлагает варианты, возможности, толкования и рамки понимания.

Но, как мы видели, у него определенные и развитые представления о методах различных исследований. Конечно, у Фуко наблюдается тенденция к обобщениям на слишком шатких основаниях. Разумеется, там есть и сильная склонность к переоценке условий, характерных для Франции. Но нам предлагаются также представления почти педантичного эмпирика и тексты высокого литературного качества.

И с точки зрения методологии трудно однозначно охарактеризовать Фуко. Как говорят Хуберт Дрейфус и Пол Рабинов, он творит за пределами структурализма и герменевтики. Далее я вкратце коснусь некоторых основных понятий, относящихся к методам работы Фуко.

В центре у Фуко оказываются два понятия, а именно археология и генеалогия. В «Археологии знания» Фуко делает попытку развить особую методологию. Археология — это не поиск начала, будь то в форме субъекта или вещи. Она означает выспрашивание уже высказанного на уровне дискуссии.

Археология пытается определить сами представления в их собственной практике, подчиненной определенным правилам, то есть исторически и культурно обусловленным правилам, которые определяют, какие возникают представления и каким образом это происходит. Фуко видит в высказывании объект в ряду других, которые человек производит, употребляет, изменяет, обменивает и т. д.

Объект познания не находится в мире теней, он ждет, чтобы его обнаружили. Эти объекты фабрикуются согласно системе правил, делающей возможной форму их исторического проявления.

По сравнению с традиционной историей и историей идей археология характеризуется тем, что сравнения в ней всегда ограничены и региональны, что она подчеркивает сходства между различными формациями, далее проблематизирует тот клубок согласованностей и несогласованностей, из которого состоит область истории, и указывает на связи между течением дискуссий и институтами, экономической практикой и процессами в экономике и политическими событиями, анализирует перемены (вместе того, чтобы ссылаться на изменения) и, наконец, перескакивает через вопрос «кто говорит» в пользу вопроса о комплексе обстоятельств, который уступает место говорящему субъекту.

На вопрос «Что Вы предпринимаете?» Фуко отвечает: «Лишаю изложение всех его антропологических ссылок». Конечно, такой анализ можно назвать структуралистским.

Но, как сам он саркастически высказался, когда в речи при вступлении в должность в Коллеж де Франс рассказал о направлении, в котором двигаются его исследования порядка организации дискуссий: «Пусть те, у кого ограниченный словарный запас и слабое понимание теории, назовут все это структурализмом, если привлекательность этого слова сильнее, чем его смысл».

Когда Фуко в семидесятые годы начинает проявлять все больший интерс к формам, отношениям и действиям власти, то в его текстах начинает еще чаще встречаться новое понятие — генеалогия. Генеалогия коренится в родстве явлений, их происхождении и изменении, в противоположность традиционной истории, которая чаще всего интересуется их началом, индивидуальностью, причинами и развитием.

Фигурой первого плана для генеалогии является Ницше, сыгравший важную роль и в мышлении Фуко. Сам Фуко характеризует генеалогию как обозначение «объединения знания ученых и местной памяти, позволяющей нам вывести историческое познание сопротивления и тактически воспользоваться этим познанием сегодня»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)