Анализ внешней среды

Стратегический анализ среды начинается с анализа внешних условий деятельности корпорации.

Для целей анализа внешнюю среду компании обычно разделяют на две составляющие:

  • глобальное окружение (макросреда);
  • конкурентная среда (отрасль).

Каждая из них, в свою очередь, состоит из определенных компонентов.
Глобальное окружение является внешней средой не только для конкретной корпорации, но и для отрасли, в которой работает компания, то есть для ее конкурентной среды. К глобальному окружению относятся такие элементы, как демография, политика, экономика и т.д.

К конкурентной среде – те элементы, которые оказывают влияние на положение компании в отрасли и определяют состояние отрасли. Анализ ситуации следует начинать с глобального окружения.

Самым распространенным методом анализа глобального окружения является ПЭСТ (политический, экономический, социальный, технологический) анализ. Он предлагает рассматривать воздействие глобального окружения по четырем основным направлениям:

  • Политика и законодательство (например, антимонопольное законодательство, закон об охране окружающей среды, налоговая политика, регулирование внешней торговли, трудовое
    законодательство и т.д.).
  • Экономика (общие тенденции в экономике, валовой национальный продукт, ставка процента,
    инфляция, безработица и т.д.).
  • Социальные факторы (демография, структура доходов населения, социальная мобильность,
    отношение к труду и отдыху, уровень образования).
  • Технология (фундаментальные исследования, прикладные исследования, передача технологий).

По каждому из направлений создается список всех возможных воздействий, после чего производится анализ каждого из них по следующей схеме:

  • Определение результатов каждого воздействия на отрасль.
  • Определение результатов каждого воздействия на компанию непосредственно и опосредованно через изменения в отрасли.
  • Определение длительности воздействия – краткосрочное или долгосрочное.
  • Ранжирование по значимости воздействия.
  • Выделение ключевых воздействий.
  • Суммирование воздействия.

Майкл Портер, признанный корифей в области изучения экономической конкуренции, предложил определять отрасль как группу компаний, производящих продукцию, являющуюся взаимозаменяемой или близкой к этому.

При этом предлагается не углубляться в длительные дискуссии по определению степени близости и взаимозаменяемости, в соответствии с которой компании можно причислять к одной отрасли. Предлагаемая Портером модель структурного анализа не требует точного определения границ отрасли, важно лишь установить границы как таковые.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)