Анализ прибыли предприятия

Основные задачи анализа:

  • установление существующих факторов динамики прибыли;
  • факторный анализ прибыли на основе оптовых цен, полной себестоимости продукции и рентабельности продукции;
  • анализ прибыли на основе маржинального дохода.

Прибыль предприятия формируется следующими слагаемыми:

  • прибыль от реализации продукции;
  • прибыль от прочей реализации;
  • внереализационные финансовые результаты.

На величину прибыли от реализации продукции влияют: объем реализации, структура продукции, цена реализации и себестоимость продукции. Факторами цены реализации являются: качество товарной продукции, рынки ее сбыта, динамика цен, инфляционные процессы.

Прибыль от прочей реализации состоит из прибыли от продажи товарно-материальных ценностей, от реализации продукции подсобных хозяйств, прибыли от реализации основных фондов и нематериальных активов.

Внереализационные финансовые результаты включают в себя: прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи в аренду основных средств и земли, доходы по акциям, облигациям, депозитам, сальдо пеней и штрафов, а также убытки от списания дебиторской задолженности, от стихийных бедствий и др.

Анализ прибыли предприятия может быть выполнен различными методами. Их классификация приведена на рис. 3.8.

При факторном анализе динамики прибыли в качестве факторов рассматриваются: объем продукции, структура продукции, производственная себестоимость товарной продукции, внепроизводственные расходы и оптовые цены.

Различия в методе факторного анализа (на основе оптовых цен, полной себестоимости и рентабельности продукции) касаются лишь факторов «объем продукции» и «структура продукции».

Покажем ход анализа динамики прибыли на основе полной себестоимости продукции.

Для его проведения необходимы следующие исходные данные:

  • производственная себестоимость (ПС);
  • внепроизводственные расходы (ВПР);
  • полная себестоимость (ПОС);
  • выручка от реализации (ВР);
  • прибыль (ПР);
  • рентабельность в % (РЕ).

Все эти данные должны быть на плановом уровне (пл), по плановым нормам на фактическую реализацию продукции (пф) и фактическими (ф).

Оценим воздействие объема продукции:

Оценим воздействие структуры продукции:

Оценим воздействие производственной себестоимости:

Оценим воздействие внепроизводственных расходов:

Оценим воздействие оптовой цены:

Общее влияние всех факторов на динамику прибыли определяется как сумма их влияний. Исходные данные — в табл. 3.23.

Перейдем к анализу воздействия факторов:

  • фактор прибыли: (145 298 – 160 492) × 0,1165 = –1770,1 (тыс. руб.);
  • фактор структуры продукции: 18 853 – 145 298 : 160 492 × 18 692 = 1930,6 (тыс. руб.);
  • фактор производственной себестоимости: 145 121 – 143972 = 1149,0 (тыс. руб.);
  • фактор внепроизводственных расходов: 177 – 177 = 0 (тыс. руб.);
  • фактор оптовой цены: 164 229 – 164 151 = 78,0 (тыс. руб.).

Проверка: –1770,1 + 1930,6 + 1149,0 + 0 + 78 = 20 080 – 18 692 = 1388.

Анализ прибыли на основе маржинального дохода (система «direct costing») базируется на раздельном учете постоянных и переменных затрат по видам изделий. Маржинальный доход представляет собой итог суммирования прибыли и постоянных расходов.

Метод анализа прибыли CVP — маржинальный анализ — связан с нахождением точки критического объема производства (С), ниже которого предприятие терпит убытки, а производство выше его приносит прибыль. Метод имеет графическое и аналитическое представление.

Графическое определение точки С показано на рис. 3.9. Аналитическое нахождение точки критического объема однопродуктового производства базируется на модели

SAL – VAR – CNST = PR,

где SAL — объем продаж (или производства продукции); VAR — сумма переменных расходов; CNST — сумма постоянных расходов; PR — сумма прибыли (или чистого дохода).

Заменяя первые два члена данной зависимости, получим:

qp – qv – CNST = 0.

Отсюда можно установить предельную величину физического объема продукции (критический объем), которая соответствует равенству поступлений от продаж и понесенных переменных и постоянных затрат:

где q — критический объем производства продукции; P — цена единицы продукции; V — удельные переменные издержки; P – V — относительный маржинальный доход (удельная валовая прибыль); V′ — относительный уровень удельных переменных издержек.

При многономенклатурном производстве критический объем продукции определяется по формуле:

где К — коэффициент пересчета количеств продукции различных видов на количество продукции данного вида, принятого за базу.

Обратимся к числовому примеру (табл. 3.24).

Произведем необходимые расчеты по плановому варианту:

  • значение точки равновесия для продукции первого вида составит 30 000 : [(10 – 3) + 3 × (5 – 4)] = 3000 единиц;
  • точка равновесия для продукции второго вида: 3000 ед. × 3 = 9000 единиц;
  • оба вида продукции: 3000 + 9000 = 12 000 единиц.

Следовательно, 160 000 – 12 000 = 4000 единиц продукции обеспечивают предприятию доход:

  • изделие 1: 1000 × (10 – 3) = 7000 (руб.);
  • изделие 2: 3000 × (5 – 4) = 3000 (руб.).

Общая сумма прибыли по плановому варианту составит, таким образом, 10 тыс. руб. Расчет по фактическому варианту аналогичен. Анализ чувствительности точки критического объема производства выполняют в зависимости от изменений цены единицы продукции, удельных переменных затрат и постоянных затрат на производство.

В формализованном виде маржинальный доход (Д) можно представить двумя основными формулами:

Для анализа влияния на динамику прибыли отдельных факторов проведем следующие преобразования:

Определим далее удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (Ду):

Отсюда:

Теперь можно записать:

Зная объем продаж в натуральном выражении, маржинальный доход можно представить следующим образом:

Теперь можно записать так:

Далее можно перейти непосредственно к анализу влияния факторов:

  • объем продаж;
  • структура продаж;
  • цены;
  • уровень постоянных расходов.

Маржинальный анализ, помимо прочего, находит свое применение в решении ряда управленческих задач, например о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции. Необходимость такого решения может возникнуть при спаде производства, если заказчики по той или иной причине отказываются от продукции, заказанной ими ранее.

Интересно
Расчетам подлежат следующие параметры по принимаемому к производству и сокращаемому в производстве изделиям: цена, переменные издержки, маржинальный доход, объем производства, сумма маржинального дохода за весь выпуск.

Предельный анализ прибыли описан А. Шереметом, Р. Сейфулиным и Н. Негашевым. Он основывается на положении, что в любых рыночных моделях действует правило: фирма получает максимальный доход или терпит минимальные убытки, производя объем продукции, при котором предельный доход и предельные издержки равны. Это положение, будучи формализовано, имеет вид.

Дифференцируя PQ и С по Q и приравнивая результаты друг к другу, находим оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса и издержек.

Исходные данные для расчета предельного анализа прибыли — в табл. 3.25.

По приведенным данным были рассчитаны функции спроса и затрат:

  • функция спроса: P = 14,5 – 0,25Q;
  • функция затрат: C = 11,6 – 0,20Q.

Затем были найдены значения PQ и CQ. После их дифференцирования по объему реализации и приравнивания друг к другу было получено оптимальное значение (Qоп) объема реализации продукции, равное 29 тыс. единиц.

Оценим полученный результат оптимизации объема продукции с близкими ему по величинам. Расчеты выполнены по полученным зависимостям (табл. 3.26).

Как следует из расчета, наибольшее значение прибыли соответствует объему продукции в 29 тыс. единиц. Разумеется, предприятие не всегда может сразу принять к осуществлению результат оптимизации: у него может не быть необходимых производственных мощностей или сбыт расчетного количества продукции будет затруднен.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)