Административно-территориальное деление России
Россия граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире), включая 2 частично признанных, из них по суше со следующими государствами:
- Норвегия (Осло),
- Финляндия (Хельсинки),
- Эстония (Таллин),
- Латвия (Рига),
- Литва (Вильнюс),
- Польша (Варшава),
- Белоруссия (Минск),
- Украина (Киев),
- Абхазия (Сухум),
- Грузия (Тбилиси),
- Южная Осетия (Цхинвал),
- Азербайджан (Баку),
- Казахстан (Астана),
- Китай (Пекин),
- Монголия (Улан-Батор),
- Северная Корея (Пхеньян);
- только по морю через пролив Лаперузу граничит с Японией (Токио) и через Берингов пролив – с США (Вашингтон).
РФ – страна, расположенная в Восточной Европе, Северной и Северо-Восточной Азии материка Евразии. Является самым большим государством мира (17,1 млн. км², что составляет 11,46 % площади всей суши Земли, или 12,65 % заселённой человеком суши. Население на 2018 г. составляет 146,7 млн. чел., в настоящее время занимает 9-ое место в мире по этому показателю. Государственный язык на всей территории РФ – русский. В 23 субъектах федерации наряду с русским используются другие государственные языки. Столица — город Москва (с 1918 г.).
Всего в РФ с сентября 2018 г. насчитывается 16 городов с населением более 1 млн. человек:
Планово-экономическое деление. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов — основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых, и региональных программ.
Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального Управления экономикой. Экономическое районирование, неразрывно связанное специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительно общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
Современный экономический район — целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими, частями страны общественным территориальным разделением.
Основные принципы районирования:
- Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
- Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
- Административно-территориальный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Членение страны на регионы называют районирование.
Современное экономическое районирование территории российской Федерации. В настоящее время РФ разделена на 12 экономических районов. Экономические районы могут объединяться в экономические зоны и субзоны. На территории РФ рассматриваются две макроэкономические зоны (макро регионы) – Западная и Восточная.
В западную входят экономические субзоны – 9 экономических районов:
- Центральный,
- Центрально-Черноземный,
- Волго-Вятский,
- Северо-Западный (включая Калининградскую область),
- Северный,
- Северо-Кавказский,
- Крымский,
- Поволжский и Уральский,
- а в Восточную – Западно-Сибирский,
- Восточно-Сибирский;
- Дальневосточный.
Экономическая зона Сибирь в свою очередь делится на Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы. Для региональной экономики наибольшее значение имеют группировки (районирование) по административно-территориальному, территориально-поселенческому принципам.
В настоящее время уже сложилось современное административно-территориальное деление России. В РФ входят:
- 22 республики,
- 9 краев 46 областей,
- 3 города федерального значения,
- 1 автономная область,
- 4 автономных округов.
Кроме того, можно отметить3 городских округа с внутригородским делением (Челябинск, Самара, Махачкала), 1112 городов (включая 16 миллионников), 64 крупных городов, 90 больших, 155 средних и 788 маленьких городов. Система административно-территориального районирования регулируется Конституцией РФ и республик, уставами областей и краев. В настоящее время уже сложилось современное административно-территориальное деление России.
В РФ входят следующие республики (по состоянию на период 2018 г.):
- Республика Адыгея (Майкоп),
- Республика Алтай (Горно-Алтайск),
- Республика Башкортостан (Уфа),
- Республика Бурятия (Улан-Удэ),
- Республика Дагестан (Махачкала),
- Республика Ингушетия (Магас),
- Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик),
- Республика Калмыкия (Элиста),
- Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск),
- Республика Карелия (Петрозаводск),
- Республика Коми (Сыктывкар),
- Республика Крым (Симферополь),
- Республика Марий Эл (Йошкар-Ола),
- Республика Мордовия (Саранск),
- Республика Саха (Якутия) Якутск),
- Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ),
- Республика Татарстан (Казань),
- Республика Тыва (Тувинская Республика) (Кызыл),
- Удмуртская Республика (Ижевск),
- Республика Хакасия (Абакан),
- Чеченская Республика (Грозный),
- Чувашская Республика (Чебоксары).
Агинский, Бурятский, а также Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский, Таймырский, Корякский и Коми-Пермяцкий автономные округа прекратили существование, объединившись с другими субъектами федерации в 2000-ые годы. До марта 2014 г. количество субъектов было 83. После принятия определённых законопроектов число увеличилось на две единицы за счёт присоединения к РФ Крыма, а также выделения Севастополя, как города федерального значения.
В мае 2000 г. в РФ были образованы 7 федеральных округов, которые были созданы с целью укрепления вертикали исполнительной власти. В их состав были включены все субъекты федерации, имеющие совместные административные границы. В границах Федеральных округов (ФО) был создан институт полномочных представителей Президента РФ с целью повышения эффективности реализации конституционных полномочий Президента и совершенствования системы контроля за исполнением принятых решений. С января 2010 г. Указом Президента РФ насчитывалось уже 8, а с 2015 г. – 9 ФО.
По указу президента РФ от 26 июля 2016 г. Крымский ФО упраздняется как самостоятельная единица и входит в состав Южного ФО. Это сделано «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти». ФО не являются административно-территориальными образованиями РФ. Они выполняют задачу территориально – функционального разделения полномочий Президента РФ. В административных центрах ФО сосредотачиваются руководящие органы региональных подразделений всех основных федеральных органов исполнительной власти.
- Показатели оценки депрессивности в экономике
- Сущность и критерии депрессивных регионов
- Экономика регионов как объект управления
- Понятие классификация регионов
- Политическая регионалистика понятия, цели и задачи
- Экономическая политика по преодолению депрессивности регионов 1991-2015
- Экономическая ситуация в регионах России на период 2017 года
- Нормативно-правой и экономический аспекты развития ОЭЗ
- Стратегическое планирование развития федеральных округов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу