Экономическая политика по преодолению депрессивности регионов 1991-2015

Будущее экономики депрессивного региона необходимо рассматривать в различных моделях, среди которых выделяются следующие:

  • Возврат к советской модели развития. Восстановление промышленного потенциала региона, существовавшего до 1992 г. или до 2009 г.
  • Эволюционная модель. Открытая модель экономики субъекта Федерации с подчинением хозяйства интересам предпринимательских структур из финансово богатых территорий.
  • Закрытая модель экономики территории. Надежда на бюджетные инвестиции, ввод ограничений на вывоз производимых товаров, жесткий контроль государственных структур за рынками зерна, мяса, конкурентоспособных товаров, размещение в регионе новых тяжелых, вредных, но доходных производств и т.п.
  • Аграрная модель. Развитие агропромышленного комплекса, предприятий, занятых производством пищевых продуктов, включая напитки. Более глубокая переработка сельскохозяйственной продукции и ее сетевая реализация, но при стабильном преодолении в стране диспаритета цен на аграрную продукцию и средства ее производства.
  • Развитие добычи полезных ископаемых и увеличение доходности бюджета.
  • Восстановление и развитие оборонно-промышленного комплекса на основе государственного заказа и экспортных договоров, а также машиностроительных (или сборочных) производств.
  • Государственное инвестирование в развитие инфраструктуры, в первую очередь дорожной и транспортной, для торговли со странами СНГ, пограничного Севера, Китаем, Монголией, Южной Кореей, странами Азии.
  • Туристско-рекреационная и курортная модель. Развитие туризма, лечебных зон и других отраслей отдыха как основа занятости значительной части населения региона в будущем (в Российской Федерации, по оценкам местных властей, таких территорий больше 60).
  • Инновационная модель. Развитие инновационной сферы в определенных субзонах или городах.

Экономическое будущее многих депрессивных и отсталых территорий Российской Федерации невозможно без решения проблемы электроэнергетики. Необходимо сооружение ТЭЦ на газе, угле, новых ГЭС. До 2030 г. в России должно быть создано 25 крупных атомных реакторов, в том числе впервые в истории страны за Уралом для снабжения городов и гражданской экономики.

До кризиса 2008 г. направлением выхода из современной ситуации с занятостью на рынке труда был завоз иностранных работников. По оценочным данным, в России в 2008 г. использовалось до 10–12 млн. иностранных работников, в основном из стран СНГ. Прежде всего, они работали в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и на Севере, но и в слабо развитых территориях их число превышало 2 млн. человек. Необходимо кардинально изменить политику в сфере занятости и оплате труда, чтобы местное население шло работать на самые разные профессии, а не отдавать такие вакансии гастарбайтерам.

Фактором, ограничивающим возможности осуществлять радикальное реформирование экономики региона, является низкая доля государственного сектора в отгрузке (производстве) товаров собственного производства. Следует активизировать местную (муниципальную) политику, проводить работы по укрупнению муниципальных образований. Необходимо принятие программ по укрупнению муниципальных образований внутри районов, поскольку в ближайшие десятилетия нет и не будет финансовых ресурсов, чтобы содержать в каждом муниципальном образовании необходимые кадры специалистов.

После 2000 г. стали формироваться новые подходы к разрешению проблемы малой заселенности сельской местности, а значит, и малых доходов населения регионов. При интеграции в укрупненных районах будет больше аграрных предприятий, что положительно скажется на развитии экономики, а бюджет сможет оптимально решать проблемы социальной сферы. Такая реформа сложна и требует от исполнительной власти большой политической воли и продуманности в реализации, чтобы не вызвать бегство населения из сельской местности.

Важнейшим региональным ресурсом аграрных территорий является земля. Проведение по всей России государственной кадастровой оценки земель и утверждение ее результатов позволяет выйти на новый этап налогообложения за пользование землей в зависимости от ее кадастровой стоимости.

Эффективность решения проблемы социальной напряженности в депрессивных регионах должна состоять в сглаживании диспропорций платежеспособного спроса различных слоев общества, поддержке граждан с наименьшими доходами, но при этом объем получаемых средств необходимо ставить в прямую зависимость от семейных доходов, накоплений и трудоспособности. Все должно быть направлено на поощрение социальной и экономической активности населения. Наиболее перспективным представляется опыт финансирования обеспечения граждан жильем, предполагающий сочетание различных источников средств: безвозмездных субсидий за счет регионального и местных бюджетов, собственных средств граждан, ипотечных кредитов банков, муниципальных и региональных жилищных займов.

Многие социальные вопросы в современных условиях практически не решаются. Так, ежегодно в Алтайском крае в среднем регистрируется более 18 тыс. новых семей, для удовлетворения жилищных потребностей которых по социальным нормам требуется более 750 тыс. кв. м жилья. Можно утверждать, что это есть минимум его ввода, и только при достижении такого объема через 10-15 лет начнет спадать острота жилищного вопроса. В настоящее время в Российской Федерации в средних и малых городах, сельской местности власти ни одной территории не рассматривают строительство жилья как источник роста своей экономики.

При переходе от планово-распределительной экономики к рыночному хозяйству, в условиях кризиса многие нестоличные города, районы обречены на закрытие отдельных своих производств. Избежать этого можно путем разработки и реализации государственных программ по диверсификации, которые бы способствовали созданию новых рабочих мест, переквалификации кадров, но при наличии госзаказа и спроса на вновь осваиваемую продукцию. Пока такая программа в России в 2008 г. была только в Республике Саха (Якутия).

Приход в АПК отдельных предпринимателей из торговли и промышленности также, на наш взгляд, оказывает не всегда позитивное воздействие. Они приносят денежные средства, при этом совершенно не понимают специфики сельского хозяйства. По нашему мнению, в депрессивных территориях малый бизнес распространен несколько больше по сравнению с сырьевыми территориями, поскольку слишком большой группе населения некуда идти работать, кроме как в данный сектор.

В любом случае при рассмотрении трудового баланса субъекта РФ выявляются слишком большие группы незанятого трудоспособного населения. По всей видимости, они занимаются «теневым» малым бизнесом, не платя никаких налогов. Перед органами управления с каждым годом будет нарастать задача по легализации неформального сектора экономики как важного инструмента в увеличении сборов в доходы бюджета.

Интересно
Идет процесс натурализации экономики, прежде всего в тех селах, где нет аграрных организаций, и в городах, где закрылись большие и средние предприятия. В среднем в рядовом регионе РФ 6-8 малых предприятий в расчете на 1000 чел. населения (2008 г.), для сравнения: в Петербурге – 25 малых предприятий.

Для увеличения занятости деревенского населения органы управления должны предлагать альтернативные места приложения труда в сельских регионах. В любом случае в них не сохранится прежнее количество сельского населения, значит, надо создавать рабочие места в сфере услуг, способствовать размещению в селах и малых городах небольших производственных структур. Так, китайские предприниматели открывают на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири предприятия легкой промышленности, производства по изготовлению упаковочных товаров, а отечественные власти, как правило, не идут дальше восстановления старых предприятий с соответствующими методами управления.

Перед властями территорий должен стоять важнейший вопрос: какие законодательные и управленческие решения надо принимать, чтобы российский капитал от добычи полезных ископаемых, торговый капитал осуществляли долгосрочные вложения в модернизацию промышленности и АПК региона? Однако для большинства властных структур, формирующих территориальную инвестиционно-промышленную политику, данная проблема не «созрела».

Поступательное развитие городов и сел в значительной степени зависит от деятельности органов исполнительной власти региона. Только стратегическое взаимодействие властей и бизнеса в состоянии обеспечить основные расходы для развития электроэнергетики, коммунального хозяйства, транспорта, логистики, строительства муниципального жилья, рыночной инфраструктуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)