Стратегическое планирование развития федеральных округов

В 2009-2017гг., в начале под руководством Минрегиона России (в 2012 году Министерство регионального развития Российской Федерации было реорганизовано), были разработаны и утверждены стратегии социально-экономического развития всех федеральных округов и отдельных макрорегионов, которые определили основные пути их развития на перспективу до 2020 года. В настоящее время завершается процесс утверждения планов мероприятий по реализации этих документов и перечней приоритетных инвестиционных проектов в федеральных округах.

Относительно дискуссий, как реализовать окружную стратегию, нельзя не сказать и о проблеме разработки госпрограмм по федеральным округам. Они – проекция приоритетов стратегии – требуют языка конкретных проектов и конкретных мероприятий. По сути, через госпрограммы федеральных округов возможно обеспечить последовательность федеральных действий по региональному развитию. Данный механизм применяется пока только к геополитически важным макрорегионам РФ: Северному Кавказу и Дальнему Востоку с Байкальским субрегионом.

На уровне ряда федеральных ведомств имеется большое противление разработке госпрограмм для всех округов. Особенно ярко эта ситуация вскрылась при согласовании Плана мероприятий по реализации стратегии Сибири. Было предложение о включении в него пункта по разработке госпрограммы для Сибири. Сибирский федеральный округ «пробивает» отдельную ФЦП, как минимум, с 2007 г., но такой подход не нашел поддержки у коллег из Минфина России и Минэкономики России. В итоге – для того, чтобы Стратегия нашла свое материальное воплощение, в этот План удалось включить только пункт о подготовке предложений по внесению мероприятий Стратегии в действующие и разрабатываемые госпрограммы и ФЦП.

Относительно судьбы ранее принятых региональных стратегий следует сказать, что это принципиальный вопрос: в целях координации и синхронизации процессов планирования корректировка стратегий развития регионов необходима и неизбежна. Планы мероприятий по реализации стратегий округов содержат пункт о рекомендации органам власти субъектов Федерации приводить стратегии регионов в соответствие со стратегиями округов.

Реализация инвестиционных проектов с учетом стратегий округов требует видения среднесрочной и особенно долгосрочной перспективы. Такие проекты должны соответствовать намеченным стратегическим ориентирам, отвечать задачам комплексного развития территорий и носить статус приоритетных.

Залогом успешной реализации таких проектов является эффективное сотрудничество государства с бизнесом на условиях государственно-частного партнерства.

Однако на практике существует ограниченный арсенал используемых механизмов поддержки:

  • Во-первых, это механизм региональных инвестиционных фондов – с участием средств федерального бюджета – или РИФов, разработанный Минрегионом России. Такой инструмент государственной поддержки разработан Минрегионом России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1189 – с целью расширения использования механизмов ГЧП на региональном уровне. Он предполагает предоставление субсидий из Инвестфонда России на поддержку конкретных проектов, соответствующих критериям бюджетной, финансовой и экономической эффективности, а также приоритетным направлениям развития экономики. Однако отсутствие средств федерального бюджета не позволяет реализовать его стимулирующий эффект и обеспечить заинтересованность частных инвесторов в софинансировании приоритетных проектов.
  • Во-вторых, это механизм сопровождения реализации приоритетных инвестиционных проектов. Министерством уже сформированы и утверждены одновременно со стратегиями перечни приоритетных инвестпроектов федеральных округов (за исключением перечня для ДФО и БР).

Для их реализации была разработана нормативная база (в том числе, принято в августе 2011 г. постановление Правительства № 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов»), в которую изначально заложены преференции для инвесторов, в том числе – неухудшение налогового режима на весь период реализации проекта, а также получение государственной поддержки в приоритетном порядке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)