Критика психоаналитической концепции тела представителями других направлений

В некоторых публикациях указывается, что при попытке объяснить возникновение психосоматического расстройства принципом конверсии возникает проблема разграничения типичных для заболевания и индивидуально специфичных симптомов.

Если мы один раз объяснили истерическую рвоту символическим выражением отвращения, а в случае с другим пациентом не смогли этого сделать, то, соответственно, наша теория недостаточно после- довательна. Получается, что в процессе психоанализа терапевт ищет лишь предлог, повод для возникновения телесного нарушения.

Высказываются возражения и против использования в применении к конверсии термина «символ». Символ должен иметь универсальное содержание, в то время как совершенно очевидно, что так называемый психоана- литический символ – это, скорее, аллегория, рассчитанная на толкователя, на узкий круг посвященных.

Пусть даже психосоматический симптом, по мнению многих психоаналитиков, служит цели коммуникации, ее содержание недоступно окружающим больного людям, хотя это послание адресовано именно им.

Смысл симптома создается в пространстве коммуникации аналитика и пациента, что позволяет считать психоаналитические практики «путешествиями в мир смерти в поисках истины для обретения власти» :

«Истинные причины болезни лежат для психоаналитиков …в мире смерти …смерти как памяти, как истории …Объяснить возникновение симптома, его истинный смысл, означает открыть историю его возникновения и через это открытие получить власть над телесными проявлениями и, следовательно, возможность врачевать» .

Отмечается также, что в психоанализе игнорируется полезная роль бессознательных процессов, они предстают как источник конфликтов и неких негативных иррациональных сил.

Большие сомнения вызывают попытки психоаналитиков рассматривать тело как своеобразное «хранилище» бессознательного и тем более помещать бессознательное в вегетативную нервную систему, как это делают наиболее рьяные сторонники идей Фрейда.

Вряд ли телесные процессы являются аналогами бессознательных процессов, по крайней мере, у Фрейда нет серьезного обоснования такой точки зрения. Все изящество психосоматических концепций в сфере психоанализа опирается, как нам кажется, именно на это спорное допущение: «Вытеснение в бессознательное = вытеснению на уровень физиологических процессов. Бессознательное = физиологическому».

Наконец,   против  использования весьма неопределенного  понятия «психической энергии» возражают и сами психоаналитики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)