Жилищное право и его источники

Право на жилище как конституционное право российских граждан. Потребность в жилище является для каждого человека основной материальной потребностью, которая имеет постоянный характер, возникает с момента рождения и сохраняется на всем протяжении жизни человека.

Удовлетворение потребности человека в жилище затрагивает как интересы конкретного человека, так и интересы общества и обусловлена экономическими, социальными, политическими и иными причинам конкретного общества и обобщено концентрируется в так называемом жилищном вопросе.

«Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ)».

Конституция гарантирует право на жилище и неприкосновенность жилища, но конкретизация и реализация этих прав осуществляется посредством правового регулирования других отраслей права и законодательства: гражданского, жилищного, административного и др. При этом объектом регулирования жилищного законодательства является не «жилище», а «жилое помещение».

По своему объему понятие «жилище» шире понятия «жилое помещение» поскольку включает не только дома, квартиры, их изолированные части, но и другие сооружения или их части, используемые гражданами для проживания, но не отвечающие требованиям понятия «жилое помещение».

Право на жилище как институт конституционного права как отмечают многие ученые, имеет многоаспектный характер, но его реализация сводится к следующим основным положениям. Государство гарантирует каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям.

При этом государство взяло на себя обязанность охранять имеющееся у человека субъективное право на конкретное жилище закрепив это в виде принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 23). Кроме того, государство приняло на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин законно находящиеся на территории Российской Федерации был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья.

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» (ст. 40 Конституции РФ).

Жилищные отношения и правоотношения. В процессе удовлетворения жилищной потребности граждан, предоставления, распределения, эксплуатации и использования жилья, обеспечения сохранности жилищного фонда складываются особые жилищные отношения, включающие как публичные, так и частные элементы, т.е. носят данные отношения носят комплексный характер.

Жилищные отношения, урегулированные нормами жилищного законодательства, принимают форму жилищных правоотношений. Они носят комплексный характер и регулируются нормами как публично-правового характера (например, конституционного и административного права в сфере управления жилищным фондом, его государственного учета, а также в сфере контроля за его использованием и сохранностью), так и частноправовыми нормами (например, гражданского и жилищного права — по приобретению и использованию гражданами конкретных жилых помещений и т.п.).

Отношения, которые не связаны непосредственно с удовлетворением постоянной потребности человека в жилище жилищным законодательством не регулируются, например, отношения возникающие в связи с проектированием, строительством, реконструкцией жилых домов, предоставления жилья с целью удовлетворения временных нужд (в гостиницах, санаториях и др.).

Жилищное право. Термин «жилищное право» может обозначать отрасль права, институт права, жилищное законодательство, науку и учебную дисциплину. Учитывая разнородность предмета регулирования и метода регулирования жилищных правоотношений и разнородный состав правовых институтов и норм различных отраслей права, составляющих жилищное законодательство, определить место жилищного права как в общей системе российского права, так и охарактеризовать его с точки зрения отдельной, самостоятельной отрасли права, трудно.

В научной литературе некоторые авторы рассматривают жилищное право как особую подсистему права, другие — как особую подотрасль гражданского права, как что-то большее, чем институт права, но меньшее, чем отрасль права, третьи полагают, что жилищное право не может рассматриваться ни как самостоятельная отрасль права, ни как подотрасль, ни как самостоятельный институт одной отрасли, оно имеет особый комплексный характер, поскольку его составляют нормы различных отраслей права — «жилищное право является комплексной отраслью права, которая базируется на комплексной отрасли законодательства».

Жилищное право представляет собой совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. В данном определении жилищное право характеризует с точки зрения объективного права и рассматривается как синоним категории «жилищное законодательство».

Жилищное законодательство в самом общем виде представляет собой определенную совокупность законов и иных правовых актов, нормами которых регулируются жилищные отношения, составляющие его предмет, т.е. отношения, обеспечивающие удовлетворение потребностей граждан в жилье. В связи с тем, что жилищное законодательство отнесено Конституцией Российской Федерации к совместному ведению РФ и субъектов РФ часть его норм относится к федеральному законодательству, часть — к законодательству субъектов федерации и к актам органов местного самоуправления (пп. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 ЖК).

Саму систему жилищного законодательства определяет федеральное законодательство. Оно же определяет понятия тех или иных правовых конструкций в области жилищного права, например, устанавливает объекты жилищных прав, жилищный фонд, порядок признания помещения жилым помещением и др.

При этом субъект федерации и орган местного самоуправления не вправе самостоятельно изменять понятия тех или иных правовых конструкций в области жилищного права имеющиеся в федеральном законодательстве. Нормы жилищного права находятся в различных нормативных правовых актах (законах, подзаконных актах и др.), которые называются источниками жилищного права.

Источники жилищного права — это совокупность законов и иных правовых актов изданные органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, а также органами местного самоуправления Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующих жилищные отношения. Эти источники в зависимости от их юридической силы находятся в определенной иерархической системе.

Иерархическая система (структура) жилищного законодательства состоит из Конституции РФ, ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Кроме того, ЖК установил приоритет норм международного права по отношению к нормам жилищного законодательства РФ. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора» (ст. 9 ЖК). Данный приоритет является общим правилом, вытекающим из ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

В тоже время необходимо учитывать, что гражданско-правовые нормы регулируют наиболее важную часть, «ядро» жилищных отношений — отношения по получению и использованию гражданами конкретного жилья и соответственно этому составляют основу жилищного права, а в соответствии с Конституцией и ГК Российской Федерации гражданское законодательство относится к ведению РФ (пп. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК).

Из этого следует, что нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства могут касаться лишь публично-правовых отношений, возникающих в жилищной сфере, и не должны затрагивать гражданско-правовых жилищных отношений (как вещных и корпоративных, так и обязательственных), связанных с непосредственным удовлетворением жилищных потребностей граждан.

Центральное место среди других актов жилищного законодательства занимает Жилищный кодекс (ЖК) РФ: нормы всех других актов жилищного законодательства не должны ему противоречить. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в нормативных актах различного уровня, применению подлежат нормы Жилищного кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК), на основании и в соответствии с которыми издаются и действуют все другие правила жилищного законодательства. Эти положения обеспечивают системообразующую роль ЖК в регулировании жилищных отношений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)