Жанровая палитра современных масс-медиа

Приведем таблицу, отражающую жанровое разнообразие форм массово-информационной деятельности. На наш взгляд, это не совершенный, но один из самых удачных подходов к описанию и систематизации данного материала с точки зрения отражения как жанрового разнообразия современных масс-медиа, так и веду­щих социально-психологических тенденций, обуславливающих его.

И наконец, несколько слов не в завершение, но в дополнение многоаспектной темы информационно-психологической культуры СМИ.

В журналистской теории и практике, помимо тематического, жанрового, аудиторного и ряда других подхо­дов к анализу творческих возможностей коммуникаторов разного типа, сегодня активно используются и методы социально-лингвистического моделирования тек­стов масс-медиа.
Актуален сегодня, к примеру, дискурсивный подход к анализу массово-коммуникационной практики. По определению Т.А. Ван-Дейка «дискурс — это сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста, еще и экстра­лингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресанта), необходимые для понимания текста».

Подобное исследование текстов всегда было важно, но сегодня особенно акту­ально, так как:

  • тексты становятся предметом междисциплинарного научного интереса со стороны социолингвистики, социологии, психологии, информациологии, коммуникативистики;
  • процесс формирования информационного пространства России имеет свои особенности, а его современное наполнение в условиях демократического разития требует всестороннего исследования многообразной дискурсионной практики (моделирование дискурса, освоение цивилизованных норм и правил, творческое развитие отечественных языковых традиций и т.д.);
  • в условиях формирования рыночных отношений, возрастания конкурентной среды во всех сферах деятельности особое значение приобретает не только качество и содержание текстовой деятельности в СМК, но и организационно-управленческие процессы (информационный менеджмент).

Текст (от лат. textus), textum — собств. «ткань», а также «строение», «связь», далее «стиль», «слог». Изучают его лингвистика, коммуникативистика, герменевтика

  • Хайдеггер обратил внимание на онтологию языка и текстов («язык — дом бытия», язык творит вторую действительность, жилище, где обитает человек),
  • Постмодернисты, опираясь на М.М. Бахтина, обращают внимание на анализ произведений как диалога между текстами.
  • При современной трактовке текста на первый план выдвигаются вопросы коммуникативного характера (например, проблема связи информации и текстов медиакоммуникаций. По У. Р. Эшби информация существует там, где есть разнообразие).

На основании современных исследований специалисты делают вывод, что текст есть продукт интерпретации, понимания и истолкования мира в авторской знаковой системе. В результате жизненный мир превращается в гиперреальность (эпифеноменальность), которая воспринимается реальнее, чем сама реальность. По каналам масс-медиа циркулируют симулякры — знаки, символы, мифы, которые начинают заменять реальность, что создает возможность манипулирования сознанием масс.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)