Личность и личностные «пространства»

Понятие «личность», описывающее социальную сторону человека и обозначающее человеческого индивида как субъекта отношений (в том числе прежде всего диалогичных) предполагает в первую очередь сознательную деятельность. А так­же устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Все это конкретизируется в огром­ном массиве научной, специальной и популярной литературы. Мы выделим лишь те характеристики, которые важны для журналистов-практиков при организации диалоговых взаимоотношений с аудиторией СМИ. 

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках раз­личных философских, социологических, психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Д. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Айзенк и др.), то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в резуль­тате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде.

Акцент также делается на то, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему отношений, определяемых мотивами и потребностями и опосредующих взаимодействия (в том числе и массово-комму­никационные) субъекта и объекта.

В отечественной психологии также существует несколько направлений, взаимовлияние которых способствует ее развитию: теория отношений В. Н. Мясищева, теория сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, культурно-историческая тео­рия Л. С. Выготского, теория основной жизненной направленности Б. Г. Ананьева, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория установки Д. Н. Узнадзе, теория типоло­гических черт личности Б. М. Теплова, теория динамической функциональной струк­туры личности К. К. Платонова, теория интегрального исследования индивидуаль­ности В. С. Мерлина и т. д.

Так, В. С. Мерлин описал следующие иерархические (то есть в порядке «подчинения» и перехода от низшего к высшему) уровни большой системы интеграль­ной индивидуальности любой личности.

  1. Система индивидуальных свойств организма, включающая подсистемы:
    • биохимические (наследственные факторы);
    • общесоматические (физиологические свойства организма);
    • нейродинамические (свойства нервной системы).
  1. Система индивидуальных психических свойств со следующими подсистемами:
    • психодинамическими (свойства темперамента)
    • психологическими свойствами личности.
  1. Система социально-психологических индивидуальных свойств с входящими в нее подсистемами:
    • социальных ролей в социальной группе и коллективе
    • социальных ролей в социально-исторических общностях.

Личности, по образному выражению А. В. Петровского и В. А. Петровского, «явно тесно “под кожей” индивида, и она выходит за пределы его телесности в но­вые “пространства”». К числу таких «пространств», в которых можно разглядеть проявления личности, понять и оценить ее, по мнению авторов, можно отнести «пространство» психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутренний мир. Второе «пространство» — это область межиндивидных связей (интерин­дивидное пространство). И, наконец, третье «пространство» реализации индиви­дом своих возможностей как личности находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных связей с другими людь­ми (метаиндивидуальное пространство).

На наш взгляд, феномен средств массовой информации как явления, характеризующего определенные тенденции развития общества, во многом обусловлен спецификой СМИ и их изначальным стремлением вторгнуться в каждое из этих трех «пространств». С определенными оговорками, конечно, масс-медиа, как нам кажется, можно даже отнести к четвертому «пространству», для которого наибо­лее характерна идеальная представленность (персонализация) субъектов и объек­тов массово-коммуникационной деятельности при посредстве СМИ в других лю­дях. Целенаправленное преодоление «границ» каждого из трех вышеназванных «пространств» иногда может быть обусловлено задачами социально-политических манипуляций аудиторией средств массовой информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)