Ж.Б. Сэй

Раздвоение экономической науки на “школы”, отстаивающие  выгоды богатых и бедных. Разработка экономического   учения как идеологии по защите  интересов богатых.

Классическая политэкономия  привела к росту значения экономической науки в обществе.  Изучение ее становится нормой всеми студентами (а не только экономистами) во всех высших учебных заведениях. Начали писать учебники для обучения экономики. Возникло много авторитетных экономистов.

Классическая политэкономия  была шагом в теоретизации экономической науки, то есть переходу к монистическому пониманию экономики. В результате  уменьшался плюрализм, число экономических школ. Возникла экономическая наука как идеология экономического развития общества. Экономическая наука становилась идеологией.

Все последующие экономические школы базировались на  идеях классической политэкономии. И сегодня она является общепризнанным духовным наследием всех экономистов. Но  после нее началось расхождение экономических школ. У классиков брали за основу разные идеи и в результате  возникли разные направления экономической мысли – многообразие современных экономических школ.

При анализе современных экономических школ придется не только ссылаться на идеи классической политэкономии, но и на идеи их оппонентов.

При анализе современных экономических школ надо знать современную теорию. К сожалению, вы ее не знаете, а поэтому мне придется  вставлять некоторые идеи по данному вопросу в свои лекции по истории мысли. В частности, понимание таких феноменов:

Стоимость – цена – ценность

Итак, начинаю  рассматривать   идеи экономистов. Сегодня намерен   рассказать  идеи Сэя и Мальтуса.

  1. Состояние Франции

В кон­це ХVIII ве­ка во Фран­ции про­изош­ла бур­жу­аз­ная ре­во­лю­ция, ко­то­рая раз­ру­ши­ла устои фе­ода­ли­зма. Од­на­ко круп­ная бур­жу­азия ста­ла на путь контр­ре­во­лю­ции вви­ду бо­яз­ни вы­ступ­ле­ний бед­но­ты. Воз­ни­кла со­ци­аль­ная по­треб­ность в за­щи­те идей круп­но­го ка­пи­тала.   Яр­ким вы­ра­зи­те­лем этих тен­ден­ций фран­цузс­кой бур­жу­азии в об­лас­ти эко­но­ми­че­ской на­уки был Сэй.

  1. Состояние политэкономии  

Во Франции середины ХVIII  века  господствовала (доминировала) физиократия –  физиократические экономические теории. В 1802 году  была переведена  на французский язык главная книга Смита – Богатство  народов. Но она не  привлекла внимания общественности. Идеи Смита имели, несомненно, прогрессивное значение, но надо было их популяризировать.

Эту работу и выполнил Сэй. Однако Сэй не воспринял всех идей Смита, а главное его стремление к теоретизации экономической науки.  В связи с этим Сэй начал новый этап экономической науки, который  является вульгаризацией, апологией капитализма. Поэтому Сэй не представитель классической экономической школы, а родоначальник новой ветви экономической науки, являющейся доминирующей сейчас – в современном обществе.

Отличие Сэя от классиков политэкономии.  Классики считали капитализм естественным экономическим строем и своей критикой этого строя помогали ему развиваться, совершенствоваться. 

Но,  критикой капитализма стали пользоваться представители пролетарской идеологии. Поэтому  представители предпринимательской идеологии вынуждены были отказаться от критики капитализма и показывать только его достоинства – стали апологетами, т.е. сознательными защитниками капитализма. Это Маркс назвал  вульгаризацией экономической науки.

  1. Жан Батист Сэй. Родился 5 января 1767 года в Лионе в семье купца. Он ро­дил­ся в се­мье куп­ца и стал круп­ным фаб­ри­кан­том. Получив образование по бизнесу, он увлекся экономической наукой (политэкономии) и самообразованием изучил ее. Обратил внимание на  книгу Смита «Богатство народов». 

Изучил ее и начал ее  популяризировать. Особенно акцентировал он необходимость экономического либерализма, т.е. невмешательства государства в экономику. Этот его подход вытекал из судьбы его предпринимательства.

Во время эксперимента Дж. Ло с бумажными деньгами семья Сэя потеряла состояние.  Сэй налаживает работу хлопчатобумажной  фабрики в провинции и т.п. В результате у него возникает резкое отрицательное отношение к  государственному вмешательству в экономику и он становится либералом – против ЭРГ.

 Сэй стал признанным экономистом, для него создали специально кафедру в Колеж де Франс. И он до конца жизни занимался главным образом экономической наукой,  став основоположником новой экономической школы. Он был последователем Смита, но внес  в учение Смита много иного, а поэтому  возникла иная экономическая школа.

Сэй несомненно внес важный вклад в историю экономической мысли, в популяризацию экономической грамотности, в превращении экономической науки в идеологию государства. Мне лично нравится следующая его идея: «Чтобы какой-нибдь народ мог воспользоваться преимуществами хорошей экономической системы, еще недостаточно, чтобы правители его были способны усвоить себе наилучшие планы, – необходимо, чтобы  сам народ был в состоянии воспринять их».

  1. Идеи Сэя.

 А. Первая работа  Сэя была популяризацией идей Смита. Свои взгля­ды он из­ло­жил в ра­бо­тах «Трак­тат по­ли­ти­че­ской эко­но­мии». Итоговая его книга –  шести томный «Кур­с по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» (1828-1830 гг.).

Он встал на за­щи­ту ин­те­ре­сов круп­ной бур­жу­азии. Он – про­тив­ник мер­кан­ти­ли­зма и физиократов, по­бор­ник эко­но­ми­че­ско­го ли­бе­ра­ли­зма, т.е. против вмешательства государства в экономику. Сэй пы­тал­ся сис­те­ма­ти­зи­ро­вать и по­пу­ля­ри­зи­ро­вать идеи Сми­та, из­брав для это­го опре­де­лен­ные его по­ло­же­ния. По Мар­ксу Сэй ву­ль­га­ри­зи­ро­вал эко­но­ми­че­скую науку.

Б. Парадигма Рикардо    вела к классовой борьбе людей в виду того, что она объясняла несправедливое распределение продуктов труда между классами в виду эксплуатации.  В противоположность этому подходу Сэй акцентировал гармонию  в обществе – справедливость и т.п.

При этом он ан­ти­ис­то­ри­че­ски рас­сма­три­вал эти эле­мен­ты эко­но­ми­ки. Так про­из­водс­тво он трак­то­вал чис­то тех­но­ло­ги­че­ски, вы­де­ляя три фак­то­ра: труд, средс­тва про­из­водс­тва (по его сло­вам – ка­пи­тал) и зем­ля. Он пре­вра­щал, тем са­мым, ка­пи­тал в веч­ный тип ма­те­ри­аль­ных от­но­шений.

Соответственно у него было и три дохода:

Земля – рента

Капитал – %

Труд – зарплата

  Сэй вы­де­лял три до­хо­да: труд со­зда­ет зар­пла­ту, ка­пи­тал – про­цент, зем­ля – рен­ту. Каж­дый из этих фак­то­ров при­зна­ет­ся ис­точ­ни­ком со­от­ветс­тву­юще­го до­хо­да: зем­ля ро­дит рен­ту, средс­тва про­из­водс­тва со­зда­ют при­быль. В ре­зу­ль­та­те, по его мнению, ни­ка­кой экс­плу­ата­ции нет.  

По его мне­нию, до­ход пред­при­ни­ма­те­ля (при­быль) яв­ля­ет­ся его за­ра­бот­ной пла­той. По­ско­ль­ку пред­при­ни­ма­те­ли ин­тел­лек­ту­аль­нее, то они и по­лу­ча­ют бо­ль­ше до­хо­да. По­ско­ль­ку тог­да пред­при­ни­ма­те­ли бы­ли од­но­вре­мен­но и ме­не­дже­ра­ми сво­их пред­при­ятий, то та­кая идея в опре­де­лен­ной ме­ре от­ра­жала  прак­тику.

В. Одной из новаций Сэя было следующее. Экономисты обычно обращали внимание на главное в экономике. 

Он вы­де­лил три эле­мен­та эко­но­ми­ки: про­из­водс­тво, рас­пре­де­ле­ние, по­треб­ле­ние.  И это важно. С точки зрения современного знания экономики это недостаточно. Ведь существует  и потребление без производства – свободные блага, дары природы.

Г. Сэй был сто­рон­ни­ком «тео­рии по­ле­знос­ти». Со­глас­но ей про­из­водс­тво со­зда­ет по­ле­зность, а по­ле­зность со­об­ща­ет пред­ме­там цен­ность, ко­то­рая есть ме­ри­ло по­ле­знос­ти пред­ме­та. Тем са­мым он ото­ждес­твлял сто­имость и по­тре­би­те­ль­ную сто­имость, то есть от­ри­цал два свойс­тва то­ва­ра. Он за­ту­ше­вы­вал спе­ци­фи­че­ски об­щес­твен­ную при­ро­ду сто­имо­сти (це­ны), её связь с тру­дом.

Он ра­зо­рвал связь це­ны с тру­дом и от­ри­цал экс­плу­ата­цию че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком в усло­ви­ях рын­ка. По Сэю «цен­ность есть ме­ри­ло по­ле­знос­ти». На са­мом де­ле по­ле­знос­ти мо­гут и не иметь це­ны (на­при­мер, воз­дух). По­ле­знос­ти раз­ных благ раз­лич­ны и не мо­гут быть осно­ва­ни­ем для их со­по­став­ления.

Д. Закон рынка (теория сбыта) Сэя. Ана­ло­гич­но он объ­яс­нял и про­бле­мы ре­али­за­ции то­ва­ров.

Гармония интересов – саморегуляция экономики – либерализм

По его мне­нию, иде­алом яв­ля­лась сво­бод­ная тор­го­вля, сти­хий­но ре­гу­ли­ру­емый ры­нок. Он не ви­дел спе­ци­фи­ки ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го рын­ка по срав­не­нию со сво­бод­ным рын­ком и от­ста­ивал гар­мо­нич­ность ин­те­ре­сов всех субъ­ек­тов рын­ка, то есть не­воз­мож­ность пе­ре­про­из­водс­тва то­ва­ров и эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са. Пер­вый та­кой кри­зис про­изо­шел в кон­це его жиз­ни (1825 г.) и тем са­мым по­ка­зал нена­уч­ность его по­ни­ма­ния эко­но­мики.

За не­ско­ль­ко лет до сво­ей смер­ти он из­дал ито­го­вую кни­гу – «Пол­ный курс прак­ти­че­ской по­ли­ти­че­ской эко­но­мии». В ней он по­пы­тал­ся от­ра­зить прак­ти­че­скую зна­чи­мость сво­ей эко­но­ми­че­ской теории, т.е. ее идеологическую природу.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)