Зарубежный опыт развития программы

Дополнительное профессиональное образование руководителей предприятий и организаций развивается во всем мире и становится все более интернациональным. Это связано прежде всего с тем, что подготовка управленческих кадров высшей квалификации рассматривается как один из важнейших факторов экономического развития страны.

Формы, методы, организация подготовки менеджеров в разных странах мира многообразны. Л.И. Евенко в книге «Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах (программы МВА)» выделяет три основные модели бизнес–образования: традиционную (европейскую), новую (американскую) и смешанную.

Традиционная (европейская) модель.В становлении традиционной системы подготовки менеджеров, существующей в настоящее время во всех европейских странах, включая Россию, главную роль сыграли Германия и отчасти Франция. Образование в области экономики, а затем коммерческой и управленческой деятельности также зародилось в Европе.

Многие фундаментальные идеи применительно к государственному управлению выдвигались еще в античный период (Соломон, Перикл, А. Македонский, Конфуций, Август). Европейцы еще в ХIХ в. начали осмысливать проблемы управления отдельными предприятиями и их подразделениями. Первые разработки проблем управления отдельными производственными и организационными подразделениями – заводом, рудником, фабрикой, цехом, как указывает российский историк менеджмента В.И. Маршев, принадлежат западным авторам Г. Бергу, Р. Молю, Р. Халю, Ф. Зодену, Ч. Бэббиджу.

Первые учебные заведения, которые ставили своей целью подготовку кадров для хозяйственной деятельности, – коммерческие школы (Есоlеs dе Соmmеrsiоn) появивились во Франции в середине ХIХ в., во времена Третьей республики. Известный американский ученый Роберт Локк в своей книге «Конец практического человека» считает, что тогда фактически и началось бизнес–образование в Европе. Серьезное влияние оказал немецкий ученый Лоренс фон Штейн, издавший в 1860–х годах труд «Учение об управлении». Апофеозом западноевропейской мысли в области менеджмента можно считать теорию «идеальной бюрократии» Макса Вебера, который фактически создал достаточно целостный вариант формальных организаций как основной системы управления.

В России известны работы ученых М. Сперанского, В. Гольцева и К. Скальковского, в которых авторы развивали различные аспекты управления. Так, В. Гольцев, читая в университете соответствующие курсы, уделял наибольшее внимание административным проблемам государственного управления. В начале ХХ в. большое значение имели труды В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, Н.Д. Кондратьева, Г.В. Плеханова, А.К. Гастева, П.М. Керженцева, С.Г. Струмилина и др.

Однако до Второй мировой войны вопрос о широкомасштабной подготовке управленческих кадров в Европе серьезно не ставился. Руководители европейских предприятий были по образованию, как правило, инженерами, иногда юристами и экономистами, но никто из них не получил профессионального управленческого образования.

Традиционная европейская (германская) модель «квалифицированный руководитель» основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах и политехнических институтах и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования.

Основной особенностью данной модели является широко распространенное деление управленческого образования на «доопытное» (рrе–ехреriеnсе mаnаgеmеnt еduсаtiоn) и «послеопытное» (роst–ехреriеnсе mаnаgеmеnt еduсаtiоn) в зависимости от того, имел ли обучающийся опыт практической работы в области менеджмента. Интересующее нас «после–опытное» управленческое образование в рамках этой модели складывается из регулярного участия руководителей и других практиков с высшим образованием в специальных программах повышения квалификации по проблемам управления.

Обучение в профессиональных высших школах, где сегодня около 50% всех студентов, изучающих бизнес, короче, чем в университетах (4 или даже 3 года), по окончании выдается диплом с квалификацией «коммерсант» (Diрlоm Каufmаnn /frаu) или «специалист» (Веtriеbshirt). Стандарты «Диплома Кауфманн» утверждены Министерством высшего образования Германии.

На территории Германии существуют и другие высшие учебные заведения, где можно получить образование по бизнесу в различных отраслях и по разным специальностям. Однако выпускники университетов проходят дополнительное обучение на подготовительных курсах в течение года и получают «Диплом Кауфманн». Идея программ специализированной подготовки профессиональных менеджеров распространяется в Германии достаточно медленно. Обучение по программам МВА в германских вузах практически не проводится. Исключение составляют программы, осуществляемые в партнерстве с американскими учебными заведениями. Такие программы в 70–х годах получили распространение не только в Германии, но и в Австрии, Бельгии, Финляндии и Японии.

Новая американская модель.Основана на англо–саксонских традициях высшего профессионального образования. Ее значение и успех в образовательной системе оказались настолько впечатляющими, что вызвали в мире большой интерес к профессии менеджера в последние 30–40 лет.

Основоположниками американского научного менеджмента считаются Ф.У. Тейлор, Г. Форд, Э. Бреч, Х. Эмерсон, Л. Урвик, Л. Шелтон, У. Скотт и др., именно они развернули широкое движение за научное управление в производстве. Ф.У. Тейлор в начале ХХ в. опубликовал труды «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления», где доказал эффективность методов научной организации труда на возглавляемых им сталелитейных заводах. Г. Форд считается автором конвейерного способа производства и административного социального управления, основные идеи которого он изложил в книге «Моя жизнь, мои достижения».

Интересно
Первые школы бизнеса были созданы в США в конце ХIХ–в начале ХХ вв. – Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете (1886 г.), первый диплом МВА выдали Чикагская и Дортмудская школы бизнеса в 1901 г. Новаторство американского подхода основано на предпосылке, что в результате обучения формируется «профессиональный менеджер». Считается, что менеджмент – это не только вид деятельности, но и самостоятельная наука. Менеджеры, выполняющие управленческие функции, олицетворяют собой элиту современного постиндустриального общества.

Новая американская модель подготовки менеджеров широко используется в Великобритании, Испании, Голландии, Дании, Норвегии, Польше, Чехии, Словении, а также в Китае, Индии, Южной Корее и др.

Смешанная (германская + американская) модель.Это создание школ (центр

ов) профессионального образования менеджеров в крупных университетах как самостоятельных структурных подразделений. Соответственно, сегмент дополнительного профессионального образования менеджеров представлен образовательными учреждениями разных типов (университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации и т. д.), различными формами обучения бизнесу и менеджменту.

Осознание важности подготовки менеджеров произошло в Европе в послевоенный период, когда в рамках Плана Маршалла в 194050–е годы европейские специалисты и профессура получили возможность изучения американских подходов к менеджменту, одновременно знакомясь с особенностями образования в области бизнеса и менеджмента. Первыми европейскими специализированными учебными заведениями по подготовке менеджеров были Британский институт менеджмента (1946 г.) и Национальный колледж персонала в г. Хенли (1947 г.). Однако настоящий бум МВА в Великобритании приходится на начало 1960–х годов.

Тогда были созданы ставшие затем знаменитыми школы бизнеса Лондонская, Манчестерская, Бредфордская и др. Традиционные английские университеты, фактически устранившиеся от подготовки менеджеров, давали лишь элементы управленческого образования.

В 1980–е годы Национальный совет академических наград Великобритании стал выделять субсидии на создание программ МВА. Число выпускников 30 ведущих школ бизнеса увеличилось с 4080 до 6714, а в 1995 г. было уже свыше 10 тыс. мест для обучения по этой программе. Английский стандарт МВА основан на концепции модульного обучения менеджеров–практиков – сочетании изучения теории и методов решения управленческих проблем в школе бизнеса с выполнением прикладных бизнес–проектов на предприятиях и в организациях.

Интересно
Во Франции американские программы получили распространение под сильным влиянием французского правительства. В 1968 г. был создан Французский фонд управления, главной задачей которого было улучшение качества образования по менеджменту во Франции, создание программ МВА. В 1985 г. была образована ассоциация из 11 элитных частных школ бизнеса Франции как отделение Конфедерации высших школ Франции.

В Испании начало распространения смешанной модели бизнес–образования приходится на 1963 г., когда по постановлению правительства к названию факультетов экономики было добавлено «и делового администрирования». Студент университета получил возможность после 4–5 лет обучения получить диплом бакалавра в области бизнеса или менеджмента. Сегодня в Испании более 20 школ бизнеса предлагают программу МВА как форму последипломного образования: очную – в течение одного года и очно–заочную без отрыва от производства – в течение двух лет.

Кроме указанных стран данную модель бизнес–образования используют Италия, Нидерланды, Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Болгария, Румыния и др.

 

Профессор Л.И. Евенко предложил концептуальную схему МВА в сопоставлении с другими программами бизнес–образования (рис. 2.1). В основе ее программа «Бакалавр делового администрирования» (Васhеlоr оf Вusinеss Аdministrаtiоn – ВВА), широко применяемая во всех моделях обучения в мире. На ней базируется программа МВА как высшее профессиональное обучение руководителей продолжительностью от 1 до 2 лет. Дальнейшее развитие квалификации в области менеджмента возможно по программе «Доктор делового администрирования (Dосtоr оf Вusinеss Аdministrаtiоn – DВА) с получением диплома высшей квалификации менеджера (DВА).

Менеджеры, желающие повысить квалификацию в определенной области (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг и др.), обучаются 3 года в аспирантуре и защищают диссертацию с получением ученой степени доктора философии (Dосtоr оf Рhilоsорhу – Рh.D). Для руководителей высшего уровня управления крупных компаний (президент, генеральный директор, председатель совета директоров, внешний управляющий и др.), как правило, в лучших мировых школах бизнеса создаются программы «Менеджер высшего уровня (Ехесulitе Dеvеlорmеnt Рrоgrаmmе – ЕDР) продолжительностью до 1 года.

Они позволяют усовершенствовать знания руководителей в современных областях менеджмента (аутсорсинг, реструктуризация, инновационный менеджмент, креативное управление и др.) по очно–заочной или заочной форме обучения с выдачей диплома или сертификата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)