Дополнительное профессиональное образование

В период 70–90–х годов ХХ в. в СССР была создана система подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для управления предприятиями и организациями, которая при наличии государственного заказа удовлетворяла потребность в руководителях и государственных чиновниках министерств, предприятий и организаций.

Для вхождения в «номенклатуру» и занятия управленческих должностей на предприятиях и в государственных органах обязательным было наличие высшего образования и опыта производственной работы. Главное внимание уделялось вопросам организации производства, техники, технологии и экономики. Наиболее интересным элементом этой системы были существовавшие до 50–х годов промышленные академии, в которых готовились кадры высшей квалификации для народного хозяйства СССР.

Стимулом повышения квалификации для руководителей предприятий и организаций послужила экономическая реформа 1965 г., в рамках которой была признана важность «экономических методов» руководства народным хозяйством. С 1972 г. была начата подготовка и переподготовка руководителей на факультетах организаторов промышленного производства и строительства при ведущих вузах СССР (12 факультетов). Вместо упраздненных промышленных академий стали создавать институты повышения квалификации (ИПК) руководящих работников и специалистов при отраслевых министерствах и ведомствах.

Число ИПК за период с 1969–1984 гг. возросло с 28 до 79, их филиалов и отделений – с 47 до 134. Интенсивный рост ИПК осуществлялся на основе традиций советской системы образования с освоениями элементов западного менеджмента. В последипломном профессиональном образовании преобладали технократические и идеологические традиции обучения.

Серьезную роль в подготовке управленческих кадров играли высшие партийные школы в системе ЦК КПСС, которые проводили массовую работу по повышению квалификации руководителей в области управления и экономики. В 1978 г. была создана Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР, которая начала фундаментальную подготовку руководителей высшего звена управления для министерств, ведомств и крупных предприятий СССР. Срок обучения определялся от 3 месяцев до 2 лет.

Интересно
В 1988 г. вышло постановление Совмина СССР о создании двух Высших коммерческих школ: при Академии народного хозяйства и при Академии внешней торговли. Школы получили статус государственных учебных заведений, но имели право работать на условиях госзаказа и окупаемости затрат. Важное место имел выход Закона «О кооперации в СССР» в 1988 г., разрешивший создание учебных, научных и консалтинговых организаций, которые стали готовить кадры руководителей для рыночной экономики.

На волне интереса к Советскому Союзу в страну начали приходить западные школы бизнеса, предоставляя техническую помощь в открытии совместных учебных программ и новых учебных заведений. Одной из самых крупных акций была трехлетняя программа Гельмута Коля, в рамках которой начиная с 1990 г. в Германии прошли переподготовку свыше 3 тыс. российских специалистов и руководителей.

По официальным данным, в 1989 г. в СССР из 9,2 млн управленцев различных уровней лишь 44% имели высшее образование (далеко не всегда управленческого или экономического профиля), а каждый седьмой не имел даже полного среднего образования.

Радикальные экономические реформы 1988–1992 гг. в России обострили проблему подготовки профессионального руководителя рыночного типа и выявили отсутствие способности «красных директоров» решать задачи развития предприятий в условиях гиперинфляции, бартерных отношений и изменчивой банковской и налоговой систем. Это стало предпосылкой к созданию нового рынка бизнес–образования в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)