Зарождение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего Востока. Древнеиндийские законы (IV–III  вв. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых выделялся Конфуций (551–479 гг. до н. э.), проводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших слоев», а второй — уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы.

Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (Ш в. До н. э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все, люди из простого народа, должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Интересно
Экономика в переводе с древнегреческого означает «искусство управления домашним хозяйством». Термин «экономика» состоит из двух греческих слов «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — учение, закон.

Ксенофонт и Аристотель под этим термином понимали отдельное, обособленное хозяйство рабовладельца, которое являлось основной экономической ячейкой древнего мира.

Взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430–354 гг. до н. э.), Платона (427 347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до  н. э.) — можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Им принадлежат, например, идеи о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. Продукт они оценивали только полезностью. Но их взгляды и высказывания не представляли собой систематизированного учения об экономике.

В 1615 году в свет вышел «Трактат политической экономии» Антуана де Монкретьена, где он рассматривает проблемы хозяйства как государственной, национальной общности.

«Политейя» в переводе с  древнегреческого означает «государственное устройство».

С этих пор проблемы хозяйства рассматриваются в государственном масштабе и политэкономия становится наукой о хозяйствовании в рамках государства. Появление термина «политическая экономия» именно в то время легко объяснить. Главной причиной была возрастающая роль государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и лучшим способом приобретения могущества государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием.

«Не обилие золота и  серебра… делает государство богатым, — писал он, — но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды…»

Он был противником роскоши, которая, по его словам, «для государства чума и роковое разорение». Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке. Основоположником классической политической экономии стал шотландский экономист Адам Смит (1723–1790 гг.). Его главный труд, книга «Исследование о природе и причине богатства народов» (более распространённое название «Богатство народов»), появился в 1776 году.

Он определял экономическую науку, как науку, изучающую всё, что связано с материальным и нематериальным богатством, которое может быть измерено в денежной форме. Основная идея его учения — минимальное вмешательство государства в экономику, решающая роль рынка в регулировании экономики на основе свободных цен в зависимости от спроса и предложения.

Современная экономика — это очень сложное явление. Её изучает множество дисциплин, которые образуют единую систему знаний.

К  экономическим дисциплинам относятся общие (экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, эконометрика, статистика, история экономических учений, история экономики) и специальные, или конкретные (менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, экономика предприятия, экономика труда, бухгалтерский учёт и др.).

Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступление их в обмен образуют экономический рост общества. Другими словами, экономический рост — это изменение результатов использования ограниченных ресурсов общества в целях увеличения потребления.

Экономика изучает закономерности и факторы экономического роста во всех фазах воспроизводства (производстве, распределении, обмене, потреблении). При этом микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов, производство и его экономический рост на уровне отдельного предприятия (фирмы); макроэкономика изучает функционирование национальной экономической системы; супермакроэкономика — поведение мировой экономики в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)