Конкуренция и монополия

Конкуренция составляет важный элемент рыночного механизма.

Конкуренция (от латинского «конкурро» — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Это сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающая рыночные цены.

В конкуренции среди продавцов побеждают те, кто сбывает товар дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продаёт больше. Среди покупателей также развивается конкуренция, в которой побеждает тот, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.

Продавцы и  покупатели стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товар

Первые хотят продать свой товар дороже, вторые стремятся купить его по меньшей цене. Поэтому соперничество продавцов и  покупателей является главной линией развёртывания конкуренции, в результате которой устанавливается общая цена на однородные товары.

В  современном рынке преобладают неценовые методы конкуренции:

  • совершенствование продукции;
  • повышение её качества;
  • создание новых образцов товаров;
  • улучшение оформления;
  • реклама.

Монополия (от греч. «монос» — один, «полео» — продаю) — это способность полностью контролировать ту или иную сферу бизнеса. Это ситуация, когда на рынке господствует один производитель товара, близких заменителей которого нет, фирма диктует цену, объём продаж, не допуская в отрасль конкурентов.

Олигополия («олигос» — немногий) — организация конкурентного рынка, когда его значительную долю контролирует несколько фирм.

Монопсония — это аналог монополии со стороны спроса. Это такая ситуация на рынке, когда существует лишь один покупатель.

Олигопсония — когда есть несколько крупных покупателей

Последствия монополии — рост цен, снижение качества, сдерживание НТП.

Первой страной, принявшей меры по борьбе с  монополиями, стали США, где в 1890 году в рамках антитрестовского законодательства был принят закон Шермана, направленный на предотвращение возникновения монополий или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Считается, что угроза антимонопольных санкций над компанией со стороны государства нависает тогда, когда её рыночная доля превышает 60%.

Рыночный механизм, конечно, не может преодолеть ограниченность ресурсов, но он может ослабить, смягчить эту ограниченность. С одной стороны, рыночный механизм стимулирует эффективность использования имеющихся ресурсов.  С другой же стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничения потребностей на каждого отдельного человека, причём не посредством установления какого-то разумного их уровня, а  путём «преобразования» потребностей в  платёжеспособный спрос, т. к. рынок, в  конечном счёте, ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)