Элементы рынка

Основными элементами рынка являются спрос, предложение и  цена. При этом цена служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Величина спроса — это объём товаров определённого вида, который покупатели готовы приобрести на определённом промежутке времени.

Спрос — это платёжеспособная потребность покупателей в товарах и услугах при данных ценах в определённый промежуток времени.

Спрос зависит от потребностей, но это потребности, обеспеченные деньгами, поэтому платёжеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Факторы, влияющие на изменение спроса:

  1. Денежные доходы покупателей и наличие сбережений. Их увеличение или уменьшение может привести к увеличению или уменьшению спроса.
  2. Уровень цен. Объём спроса увеличивается с  уменьшением цены.
  3. Наличие или отсутствие на рынке взаимосвязанных товаров (это товары, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар).
  4. Субъективные факторы: вкусы, мода, дизайн, реклама и т. д.
  5. Изменение численности населения. Увеличение населения увеличивает спрос на все товары. Уменьшение населения приводит к сокращению числа покупателей на рынке, следовательно, к снижению спроса.

Цена спроса — это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определённое количество данного товара. Предложение — это готовность продавца продать на рынке определённое количество товара при определённых условиях в определённый момент времени.

Факторы, влияющие на объём предложения:

  • цена самого товара. Объём предложения увеличивается с ростом цен;
  • цены ресурсов. Снижение цен на ресурсы может привести к увеличению предложения;
  • уровень технологии (способа производства товара). Технологический прогресс приводит к увеличению объёма предложения;
  • деятельность государства. Государство осуществляет законодательную деятельность, взимает налоги с производителей, при этом налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (в некоторых случаях выплачивает дотации).

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество данного товара.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)