Замысел творческого социокультурного проекта

Говоря о проектном замысле, мы не можем обойти его концептуальную основу – ведущую мысль проекта, т.е. то, что волнует людей и тревожит автора как личность, о чем он хочет поведать, рассказать зрителю.

Интересно
Работая над проектом, автор из всего многообразия окружающих явлений и свойств каждого из них выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что автор считает наиболее интересным и важным. Отбираются те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают мировоззрение автора, которые он считает наиболее важными и характерными. Именно поэтому выбор явлений, отображение связей, в которые эти явления вступают, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции, понимания общественной значимости отобранных фактов и явлений.

Отображая ту или иную сторону жизни, тот или иной факт, человеческий характер, автор так конструирует, чтобы в этих событиях, фактах, поступках проступали наиболее важные и существенные черты современной жизни, наиболее значимые проблемы человека.

Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования, охват жизненных явлений, входит в понятие темы.

Вечные темы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала всегда привлекательны для человека. Они-то и становятся основой творческого замысла проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, личностный характер.

Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрителей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку проект не создается абстрактно, а рассчитан на определенную конкретную аудиторию и предполагает, как уже говорилось нами выше, изучение ее культурных запросов и интересов, возрастных, образовательных, профессиональных, социальных и других особенностей.

Определенность и ясность выбранной темы обусловлены постановкой автором проблемы или идеи, требующей ответа на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории?», «Какие обобщающие выводы сделает побывавший на предполагаемой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформируется к увиденному и услышанному на сцене?», т.е. ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя.

Тема и идея составляют идейно-тематический смысл проекта.

Они являются тем стержнем, который держит весь замысел проекта в едином русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а наоборот, объединяет их в единое целое, углубляя и уточняя основную тему и идею, усиливая впечатление от их восприятия. Рассмотрим это на примере формирования идейно-тематического замысла «Праздника народных ремесел» в городе Суздале Владимирской области.

Но среди мастеров оставались в основном пожилые люди. Повысить интерес к народным ремеслам у молодежи, пропагандировать исчезающие и существующие виды народных промыслов – таковы были цели и задачи, которые поставила администрация города перед проектировщиками будущего праздника.

Авторами проекта был проведен значительный объем информационно-аналитической работы по изучению истории ремесел в городе, личному знакомству с известными в городе мастерами, поиску малоизвестных фактов и событий. На основе полученных сведений был сформулирован идейно-тематический замысел будущего праздника. Он трактовал тему «Праздник народных ремесел» (а именно так авторы назвали проект, а затем и сам праздник) как тему красоты и поэзии народных ремесел.

Идея праздника (ради чего?) должна заключаться в понимании того, что красота и поэзия народных ремесел нуждается в защите через их возрождение и преемственность.

Интересно
Следующим важным конструктивным элементом проекта был выбор содержания и формы. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение авторов проекта, направляя «по заданному маршруту» поиск содержательного материала, отбор наиболее выразительных концертных номеров, разнообразных жанров литературы и искусства, документальных материалов, способных адекватно отразить авторскую мысль.

Выбранная форма активно влияет на отбор содержания проекта, содержание же, в свою очередь, лепит форму. Ответ на вопрос: «В какой форме будет реализован проект?» не менее важен, чем ответ на вопрос: «Какое содержание, какова основная сущность будущего проекта?».

Многообразие драматургических форм социально-культурной деятельности (театрализованные представления, праздники, гала-концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, разговорные шоу и другие) диктуют свои законы при отборе содержания, соответствующего форме.

Проект, основанный на использовании такой формы, как литературно-музыкальная композиция, предполагает включение в замысел произведений художественной литературы, публицистики, музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Проект гала-концерта раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся основными конструктивными составляющими и раскрывающими основной смысл проекта.

Активно развивающиеся авторские телевизионные разговорные шоу типа «Основной инстинкт», «Свобода слова» или игровые шоу «Поле чудес», «Слабое звено» предполагают каркасную форму, рассчитанную на конкретного ведущего (очень часто автора или соавтора проекта), периодичность выхода в эфир и регулярные воздействия на зрителя.

Оригинальность каждого выпуска подобного проекта заключается в отборе неординарного содержания, поиске интересных героев, непосредственно участвующих в обсуждении проблемы, разработке «острых» вопросов к участвующим в дискуссии, сиюминутность ответов и убедительного комментария ведущего программы. Личность ведущего, его владение техникой импровизации становится важным условием успешности разработанного проекта.

Иногда проект разрабатывается под конкретного ведущего творческой программы и его смена влечет за собой снижение интереса к проекту и отказу от него. Примером может служить проект музыкального шоу «Два рояля», который исчез из телевизионной сетки второго канала после замены ведущего шоу.

За поиском и нахождением сюжета или сюжетного хода, конфликта, основных событий и действия следует его композиционное построение.

Композиция организует форму проекта, не просто упорядочивает номера, эпизоды, блоки, но и требует такого их расположения, которое позволит наиболее полно, порой интригующе, выразить главную мысль.

Композиция включает в себя такие элементы, как: экспозиция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие основного действия, кульминация, развязка, финал.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)