Массмедийные технологии

Перспективы дальнейшего роста информационного потенциала социально-культурной сферы во многом зависят от современных технологий эффективного использования аудиовизуальных средств, мультимедиа (компьютерных программ) и массмедиатехнологий.

Понятие “мультимедиа”, ассоциирующееся с использованием персональных компьютеров, по своим возможностям приобретает исключительно важную значимость для организации индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности.

Социально-культурная среда не только предоставляет неограниченные возможности, но и открывает новую философию применения персональных компьютеров.

Данный вид информационных технологий позволяет выдать тот или иной материал (учебный, проектный, творческий) в образном виде. Технология мультимедиа находит все более широкое распространение как средство для создания разнообразных культурных продуктов и оказания социально-культурных услуг, связанных практически со всеми областями деятельности человека.

Мультимедиа, по существу, открывают магистральное направление в обогащении содержания информационных, художественно-зрелищных, реабилитационных и других социально-культурных технологий. Это стало возможным благодаря огромным объемам информации, вмещаемой в лазерный диск, и специальным программным средствам, обеспечивающим быстрый и удобный поиск нужного ответа.

Так, например, компьютер произвел подлинную революцию в энциклопедическом деле. Высокие компьютерные технологии дали возможность в десятки и сотни раз ускорить дорогостоящий и кропотливый процесс производства энциклопедических словарей. Основанные на принципиально новом уровне подачи и восприятия комбинированной информации, электронные энциклопедии с помощью компакт-дисков сулят немыслимые ранее перспективы в методах организации информационных потоков.

В этом отношении уникальным культурным продуктом является самая информационно ёмкая в мире Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Она вмещает 83 тысячи статей и более 20 тысяч иллюстраций (фотографий, репродукций, анимации, аудио– и видеофрагментов) и свыше 30 больших мультимедийных приложений.

Любой один взятый наугад диск БЭКМ позволяет пользователю мгновенно выбрать операцию по своему желанию: послушать музыку, прочитать отзывы и посмотреть фрагменты из фильмов, тут же проверить информацию в каталогах, фонотеках, географических атласах, на картах звездного неба, в полных текстах (!) классических произведений художественной литературы и исторических трудов, а также воспользоваться статьями из пяти других разнопрофильных словарей, включая знаменитую энциклопедию Брокгауза и Ефрона.

Таким образом, в качестве ошеломляющего продукта социально-культурной деятельности, используемого во многих видах общественной практики (науке, искусстве, архивном деле и т.д.) мультимедийные технологии обретают самое различное предназначение:

  • как идея, как принципиально новый подход к хранению научной, художественной и иной информации, как концепция, позволяющая закодировать и текст, и звук, и изображение в виде двоичных чисел;
  • как оборудование, которое необходимо для обустройства рабочих и учебных мест в учреждениях культуры, образования, досуга, спорта и включает видеокамеры, видеовводы, видеопамять, видео– и аудиоплаты, синтезаторы, стереозвук, большие качественные экраны и мощные компьютеры, способные объединить всю систему в единый работоспособный комплекс;
  • как уникальный инструментарий для получения конкретного социально-культурного продукта (каталога, учебника, энциклопедического словаря, фильма и т.д.) в результате реализации мультимедиа-идеи на мультимедиа-оборудовании.

В условиях стремительного роста и изменения характера (например, непостоянства) информации, циркулирующей в социально-культурной сфере, мультимедиа (наряду с Интернет-сетью) становятся едва ли не единственным и естественным эффективным источником для внесения инновационных элементов в образовательные, художественно-зрелищные, развлекательно-игровые, реабилитационные и другие технологии.

До сих пор в истории цивилизации не возникало ситуации, подобно сегодняшней, когда любому человеку (а не только посетителю библиотеки или музея) открыт свободный доступ к огромному объему научной, культурной, художественной информации. Если принять во внимание особенности психологии, памяти, привычек и потребностей аудитории, с которой работают социально-культурные институты, то очевидной становится проблема наиболее оптимальной организации отбора и систематизации этой информации каждым из пользователей. Только мультимедиа по силам обеспечить соблюдение критериев такого отбора: какая информация для данного пользователя является обязательной, базовой, а какая – дополнительной, необязательной, специальной, факультативной.

Мультимедиапродукг может содержать информации не меньше, чем целый музей, архив или библиотека. А поскольку такой продукт доступен любому и предназначен для самостоятельного потребления, пользование им необходимо организовать так, чтобы разобраться в этом можно было бы без специальной подготовки.

Эта проблема решается для пользователя с помощью гипертекста и гипермедиа. Гипертекст является системой перекрестных ссылок, дающей возможность получить нужную справку сразу же, как только в этом возникла необходимость. Гипермедиа – это возможность выбрать область или сектор на картинке, на экране, на схеме и тут же получить нужную справку, иллюстрацию или звукозапись.

Интересно
В практике социально-культурной деятельности система мультимедиа помогает преодолевать переизбыток информации, она демонстрирует свою дружественность и открытость на массовых мероприятиях (праздниках, концертах, презентациях, фестивалях и соревнованиях и т.д.), в студийной работе и в индивидуальном пользовании. Мультимедийные комплексы и программы невольно заставляют практиков, занятых в социально-культурной сфере, преодолеть негативную реакцию по отношению к таким уже ставшим привычными понятиям, как “компьютер”, “Интернет”, “база данных”, “мультимедиа”, “дистанционное обучение”.

Именно в знании и умении пользоваться всем, что стоит за этими ключевыми словами, набор которых постоянно расширяется и обновляется, состоит способность специалистов адаптироваться к современным технологическим требованиям, серьезно заниматься реализацией потребительского спроса.

Следует сделать вывод, что если не каждый мультимедиапродукт по своему характеру и содержанию обязательно является социально-культурным, то всякий социально-культурный продукт (включая любой проект, ту или иную акцию, предметное действие) рано или поздно должен приобрести черты мультимедиа.

Овладение мультимедийными технологиями предполагает, чтобы и педагог, и менеджер, и любой специалист, от которого зависит успех или неуспех мультимедийного продукта, соединял в себе качества сценариста и методиста, дизайнера и звукооператора, режиссера-постановщика и компьютерщика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)