Законодательно-нормативная база функционирования и развития системы специальных учреждений

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования определяет Кодекс Республики Беларусь об образовании, который направлен на создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Целями специального образования выступают: реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий; социальная адаптация и интеграция их в жизнь общества, приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой, профессиональной, семейной жизни.

Государственная политика в сфере специального образования направлена на:

  • создание благоприятных правовых, экономических, социальных и организационных условий для реализации прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования;
  • развитие системы специального образования;
  • обеспечение лицам с особенностями психофизического развития условий для получения образования в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на всех уровнях основного образования;
  • создание условий для своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития, оказания им ранней комплексной и коррекционно-педагогической помощи;
  • создание условий для развития интегрированного обучения и воспитания;
  • социально-психологическую поддержку семей, воспитывающих лиц с особенностями психофизического развития.

Большое значение для развития специального образования и взаимообогащения теории и практики специального образования играет образование детей, имеющих особенности психофизического развития, осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

К специальным условиям относятся специальные учебные программы и методики, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, различные виды помощи и поддержки (педагогические, медицинские, социальные).

Учреждения образования общего типа создают вышеуказанные условия для интегрированного обучения с учетом психофизических нарушений. В таких образовательных учреждениях могут открываться специальные классы или группы, классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания, пункты коррекционно-педагогической помощи, центры профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях профессионально-технического образования.

Порядок их открытия и функционирования определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Дети с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения могут обучаться на дому.

Такое обучение организует аккредитованное учреждение образования по месту жительства ребенка или же то образовательное учреждение, где обучался ребенок до возникновения медицинских показаний.

Интересно
Для детей с особенностями психофизического развития, которые находятся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, создаются условия и для получения образования.

Специальное образование в учреждениях социального обслуживания регулируется законодательством Республики Беларусь о социальном обслуживании.

В систему социального обслуживания наряду с другими органами и учреждениями включаются социально-реабилитационные центры, центры психолого-педагогической помощи, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)