Дидактические принципы В.Ф. Шаталова
Главными понятиями выступают «опорный конспект», «опора», «опорный сигнал».
Рассмотрим дидактические принципы В.Ф. Шаталова:
- Применение ориентировочной основы действий в виде наглядных опорных конспектов.
- Изучение учебного материала крупными блоками. Изложение материала большими блоками (тема, раздел), писал В.Ф. Шаталов, позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные теоремы, правила, параграфы. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди.
- Обучение на высоком уровне трудности.
- Обязательный поэтапный контроль.
- Многократное повторение.
- Учение без принуждения.
- Ситуация успеха.
- Гласность и открытость результатов учебной деятельности.
- Открытые перспективы (возможность корректирования результатов).
Опорный конспект – наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Опорный конспект можно представить как систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Это набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, определенным образом расположенных на листе.Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение.
Ученики не только следят за мыслью учителя, по опорному конспекту они сами могут проходить путями мысли учителя.
В.Ф. Шаталов указывал, что благодаря им вырабатывается чрезвычайно важное умение – подмечать необычное в явлениях и предметах будничных, а это уже отличительное свойство таланта. Составляющие таланта – целеустремленность, настойчивость в поиске, умение обобщать разрозненные факты, наблюдения и мысли.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу