Задачи по управлению товарными запасами

Запасы в общем виде — это часть товарного обращения, представляющая собой товары в процессе движения их из сферы производства в сферу конечного потребления.

Формируя товарные запасы и управляя ими, фирма-поставщик решает следующие задачи:

  • осуществление эффективного, полного и достоверного учета товарных запасов целом, а также в ассортиментном разрезе по товарным группам и отдельным товарным позициям;
  • установление оптимального количества запасов на основе анализа товарооборачиваемости;
  • регулярная и всесторонняя оценка имеющихся в наличии товарных запасов. сравнение фактического наличия запасов с прогнозными (плановыми, оптимальными) и оперативное выявление причин обнаруженных отклонений;
  • выбор наиболее эффективного метода управления товарными запасами, особенно по проведению расчетов и изучению количественных и качественных показателей;
  • исследование тенденций поведения товарных потоков, образующих запасы;
  • разработка мер по нормализации процесса управления товарными запасами.

Управлять товарными запасами — это значит параллельно решать две основные задачи:

  1. Планировать размер запасов, т.е. норму запаса и его структуру.
  2. Создать такую систему контроля за фактическим уровнем запасов, которая бы обеспечивала минимум запасов, и гарантировала бы бездефицитность снабжения клиентов.

При управлении товарными запасами компании следует четко определить свой подход к величине нормы запаса по отдельным товарным позициям. Норма запаса выступает здесь как расчетное максимальное количество товаров, которые должны находиться на складах компании для обеспечения бесперебойного снабжения клиентов.

Как правило, на практике при определении величины нормы запаса фирмы пользуются одним из трех методов:

  1. Эвристический метод. Метод предполагает использование опыта специалистов по логистике (распределению), которые определяют величину необходимых фирме запасов. Если при расчете норы запаса используют мнение только одного специалиста, то данная разновидность метода называется опытно-статистической. Если для решения такой задачи подключают несколько специалистов, то данный метод определяют как метод экспертных оценок.
  2. Метод технико-экономических расчетов. Метод заключается в разделении общего товарного запаса компании на определенные группы в зависимости от их назначения. Затем для выделенных групп определяются свои нормы запаса.
  3. Экономико-математические методы. Здесь чаще всего используют наиболее простой метод — метод сглаживания (экстраполяции), когда на основе данных о спросе на товары за предыдущие периоды времени делается предположения о необходимой величине запасов на последующие периоды реализации товаров.

Для эффективного использования информации о рынке целесообразно создать и поддерживать работниками этого подразделения информационную базу данных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)