Язык образовательно-педагогического дискурса

Образовательно-педагогический дискурс выстраивается таким образом, что одна группа коммуникантов передает другой группе некоторые знания и ценности относительно социокультурной реальности и оценивает ее успехи.

Отсюда наиболее значимыми речевыми актами являются следующие:

  • директивы, наделяющие адресата правом действования и знания; с помощью директив адресант (учитель) принуждает адресата (ученика) совершить определенные действия — поведенческие, когнитивные и вербальные;
  • репрезентативы, предоставляющие описание и оценку различных фактов и явлений, а также оценку действий ученика; этот вид речевых актов используется для передачи знания, а также для характеристики успехов адресата образовательно-педагогического дискурса в познании и поведении, для оценки соответствия воспроизводимого адресатом знания установленным стандартам;
  • декларативы, фиксирующие институциональные факты. Декларативно-перформативный характер в образовании носят, например, высказывания, реализуемые на управленческо-административном уровне образования (высказывания о зачислении и отчислении студентов, назначении сотрудника на должность, вынесение выговоров и поощрений и т. д.);
  • ментальные перформативы, задающие не социальные действия, а интеллектуальные операции, например, высказывания, оперирующие глаголами «проанализируем», «рассмотрим», «дано», «резюмируем» и т. д. Здесь есть аналогия с научным дискурсом, который также обращен к когнитивным процессам, нежели к социальным действиям, конструирование которых более характерно для политического и юридического дискурсов.

Специфичной чертой образовательно-педагогического дискурса является оценочная речевая стратегия, выражающая социальную значимость педагога как носителя и выразителя знаний, социокультурных ценностей и норм. Она реализуется в праве учителя давать оценку положению вещей и вербализируемым знаниям ученика.

Языковые средства. В образовательно-педагогическом дискурсе преобладают понятийные средства — эмоционально-нейтральные, выполняющие представительскую и обозначающую функции. Важным является тот факт, что в языке образовательно-педагогического дискурса преобладают операторы долженствования: «следует», «необходимо», «должно», связанные с положительными ценностями.

Эти и прочие характерные черты языка образовательно-педагогического дискурса, с одной стороны, жестко подчиняются его базовым целям объяснения, нормирования, принуждения; в то же время они носят в той или иной степени выраженный технологический характер. Взаимодействие учителя и ученика предполагает усвоение адресатом и значений высказываний, и самих речевых формул. Ученик не только интериоризирует знания, выраженные с помощью высказываний, не только выполняет определенные действия, предполагаемые речевыми актами, но и переводит во внутренний план форму высказываний с тем, чтобы при необходимости воспроизвести их в различных ситуациях.

Успешным образовательно-педагогическим взаимодействием будет считаться то взаимодействие, которое обеспечивает воспроизведение и транслируемых знаний, и моделей поведения, и самой формы трансляции; это служит залогом непрерывности образования и образовательно-педагогического дискурса. Следовательно, социализация означает, помимо прочего, научение дискурсной практике, а язык образования не только выражает, объясняет и побуждает, но и воспроизводит себя в опыте воспитуемых.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)