Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики

Между сурдопсихологией и сурдопедагогикой существуют самые тесные взаимоотношения. Сурдопсихология раскрывает закономерности психического развития детей с недостатками слуха, выявляет, на каких этапах, у каких детей обнаруживается то или иное своеобразие в развитии.

С помощью психолого- педагогических исследований сурдопсихология раскрывает, какими путями и средствами следует воспитывать и обучать глухих и слабослышащих детей, чтобы обеспечить им компенсаторное развитие, и дает психолого-педагогиче­ские рекомендации к совершенствованию процесса обучения и воспитания.

За­дачи сурдопедагогики – рассмотреть эти рекомендации и найти пути наиболее рационального их внедрения в практику.

Вместе с тем сам по себе процесс обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей носит характер творческих поисков, которые находят отраже­ние в науке сурдопедагогике. Наука в свою очередь ищет новые способы усо­вершенствования практики: создаются новые теории воспитания и обучения детей с недостатками слуха, они внедряются в практику обучения и воспита­ния.

А задачи сурдопсихологии состоят в изучении характера психического раз­вития детей при использовании новых систем обучения и воспитания, в оценке последних и, если нужно, в поисках способов коррекции тех или иных звеньев новой системы. Опыт изучения психического развития глухих и слабослышащих детей, ко­торый накоплен сурдопсихологией, имеет большое значение для других от­раслей психологии.

Психическое развитие детей с недостатками слуха свиде­тельствует о том, как велика роль слуха в развитии речи и роль речи в фор­мировании всех познавательных процессов, особенно словесно-логического (понятийного) мышления, а также в развитии эмоций и чувств, волевых дей­ствий и черт личности. Изученные закономерности психического развития де­тей с недостатками слуха позволяют полнее и точнее понять формирующуюся структуру психической деятельности любого ребенка.

Особенности развития психики наиболее отчетливо выражены у детей с глухотой – тяжелым нарушением слуха, которое является причиной неспособ­ности ребенка самостоятельно овладеть речью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)