Анализ степени удовлетворенности обучением студентов старших курсов

Степень удовлетворенности обучающихся результатами обучения является важным стимульным компонентом образовательного процесса. В значительной степени этот параметр зависит от аспектов организации образования, профессионализма преподавательского состава и способности системы откликаться на текущие требования и перемены .

Развитие пандемии COVID-19 оказало выраженное воздействие на все общественные процессы, связанные с непосредственным взаимодействием людей, в том числе на функционирование системы образования. Аналитические материалы ЮНЕСКО свидетельствуют о том, что снижение интенсивности образовательного процесса в различные сроки пандемии имело место у 80% учащихся. Практически единственной формой образовательного процесса при высоком уровне и прогрессировании заболеваемости являлось дистанционное  обучение.

Различная степень подготовленности к осуществлению учебного процесса на основе дистанционных технологий прослеживалась в странах с разным социально-экономическим уровнем, при анализе разных уровней и профилей образования в одной и той же стране.

Уровень готовности участников образовательного процесса к такой форме обучения зависел от степени информатизации и доступности сетевых технологий, возможностей государств и направленности их политики на решение проблем системы образования. При этом эффективность приложенных усилий может оцениваться не только общим объемом перевода обучающихся на дистанционные модели, но и их результативностью, выражающейся, в частности, уровнем удовлетворенности участников образовательного процесса.

Интересно
Цель исследования – анализ динамики степени удовлетворенности студентов медицинского вуза качеством образовательного процесса при очной и дистанционной формах обучения. Материалы и методы исследования. Проведено проспективное исследование, основанное на данных Медицинского университета г. Семей (Республика Казахстан).

В исследование были включены 450 студентов 4–6 курсов всех факультетов. Переход на дистанционный формат обучения был осуществлен в 2020 г., анкетирование проводилось в октябре-декабре 2020 г. Использована оригинальная анкета, включающая 20 вопросов в разделах адекватности технических условий для обучения, методических подходов и уровня готовности преподавательского состава, личностного отношения студентов-медиков к дистанционному образованию и общей оценки удовлетворенности.

Поскольку большинство параметров, оцениваемых при анкетировании, было общим для вуза и опрашиваемых студентов, в анкете не предусматривалось дифференцировки по профилям подготовки и отдельным учебным предметам. Статистический анализ данных проведен с использованием непараметрических методик сравнения числовых рядов и относительных значений (статистические критерии Манна-Уитни и Пирсона). В качестве граничного уровня для опровержения нулевой гипотезы принимали p<0,05.

Качественные показатели дистанционного образования зависят от нескольких значимых параметров, зависимость между которыми прослеживается только на высоких уровнях организации учреждений образования. В момент вынужденной и быстрой структурной перестройки учебного процесса они могут рассматриваться как независимые.

К ним следует отнести наличие технических возможностей дистанционного обучения, включая компьютеры и мобильные сетевые устройства, каналы доступа, обладающие достаточной пропускной способностью для поддержания обучения в online режиме для всего контингента, периферийные системы для ввода информации, находящиеся в распоряжении профессорско-преподавательского состава и т. д. Вторым фактором выступает методическая готовность вуза к работе в режиме дистанционного обучения.

Она включает наличие на момент перехода к данному режиму готовых учебно-методических материалов, учебных пособий, электронных учебников, применимых в современной информационной среде, наличие соответствующих программ или готовность к их немедленной разработке. Кадровый потенциал вуза должен быть в достаточной мере подготовлен к использованию формата дистанционного обучения.

Наконец, сами студенты должны располагать достаточной материально-технической базой для использования ресурсов системы дистанционного обучения вуза в полной мере и обладать соответствующим уровнем взаимодействия с информационными системами. В этом плане также существенной оказывается роль системы образования и конкретного вуза, обеспечивающего студентов достаточными и адекватными пособиями по online обучению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)