Влияние науки на общество

Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, также это показатель современного развития государства. Все вокруг человека – это достижения науки.

В философии науки принята точка зрения о том, что наука, будучи социальным институтом, оказывает существенное влияние на ход развития цивилизации.

Конкретизируя это утверждение, Джон Десмонд Бернал указывает, что наука воздействует на общество двумя основными путями:

  • во-первых, путем изменения методов промышленного производства, обусловленного наукой;
  • во-вторых, путем воздействия научных открытий, идей и гипотез на идеологию (мировоззренческие и практические знания и навыки).

Примером первого, по Дж. Берналу, является изменение представлений человека о технических объектах на основе четко сформулированных теоретических положений (баллистика, фортификация, мореплавание и т. д.).

Благодаря открытиям науки начали меняться производственные методы (например, паровая машина Дж. Уатта).

Второе и более непосредственное воздействие науки на социальный контекст связано с революционным переворотом, производимым научными идеями. Недаром вся история общества часто трактуется как история теоретических успехов или неудач человечества.

Кроме того, наука имеет внутреннее значение, которое выходит за рамки экономической ценности и практической применимости.

Исследования в области как естественных, так и гуманитарных или общественных наук ведут к увеличению массива знаний, повышают уровень цивилизации.

Само общество заинтересовано в получении и использовании тех знаний, которые даёт наука в качестве своего продукта.

Внутренняя ценность науки связана, прежде всего, с образовательной функцией, с передачей накопленных знаний следующему поколению, их пополнением и переоценкой.

Интересно
Сама доступность знания для рядовых членов общества может служить показателем его открытости и демократичности. Многие древние цивилизации держали знание в секрете, передавая его только представителям элиты (так было, например, у инков).

Китайцы, которые изобрели книгопечатание гораздо раньше европейцев, не использовали его для массового образования.

Таким образом, наука воздействует на человека непосредственно через образование. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира. Система образования играет существенную роль в формировании личности.

Существует четкая связь между уровнем университетского образования и темпами роста производительности труда, поскольку как для научных прорывов, так и для превращения идей в полезные продукты требуются люди с солидным высшим образованием.

Прогресс науки требует первоклассных мозгов, пытливого ума, стимулирующей академической среды, признания заслуг, привычки работать в команде и атмосферы состязательности.

С точки зрения практики наука имеет ценность как инструмент для прямого или косвенного превращения научных знаний в полезные предметы.

Общество на том или ином этапе развития заинтересовано в удовлетворении конкретных потребностей, поэтому общественные институты подталкивают научное сообщество к быстрейшему переносу теоретических результатов на практику.

Здесь необходимо обратить внимание на то реальное противоречие, которое возникает при взаимодействии общества и науки.

Как правило, цели общества сиюминутны, подвержены экономической конъюнктуре, в то время как цели и интересы науки никогдане ограничиваются толь ко контекстом настоящего, а устремлены в будущее. Наука изучает не только и не столько существующие объекты, сколько объекты, которые зарождаются, т. е. объекты будущего.

Общество не всегда может и должно требовать от учёных скорого решения политических, идеологических, экономических, технологических, хозяйственных задач, а должно считаться и с внутринаучной логикой добывания знаний и с тем, что наука – это кропотливая, многозатратная, требующая особого внимания и опеки со стороны общества, сфера человеческой деятельности.

Учитывая данное обстоятельство, общество как одна из сторон данного взаимодействия – через институт государства – обязано считаться с автономностью науки, всячески поддерживать её материальными средствами, создавать благоприятные условия для её оптимального функционирования и развития.

Недостаточно лишь выпускать большое число людей, умеющих и желающих проводить исследовательскую работу. Научные исследования требуют денег, причём тратить их надо так, чтобы до биться результатов.

Государство может финансировать лишь несколько крупных проектов, следовательно, ошибки в них обойдутся чрезвычайно дорого. Гораздо перспективнее стимулировать связи университетов с малым бизнесом. Но в любом случае научноисследовательские проекты требуют тщательного рецензирования.

Наука имеет инновационную значимость, то есть весом её вклад в создание нового знания и крупных достижений. Даже исследования, движимые чистым любопытством, могут со временем, иногда много лет спустя, найти удивительное применение. Например, несколько десятилетий отделяют начало промышленного производства пластиков от первых исследований по химии полимеров.

Радио появилось через четверть века после основополагающих работ Джеймса Максвелла по распространению электромагнитных волн. Сегодняшние достижения в области сердечно-сосудистой хирургии или фармацевтики также опираются на исследования прежних лет.

В любом случае эти результаты подтверждают важность как прикладной, так и фундаментальной науки. Важная современная функция науки – содействовать принятию обоснованных решений в политике.

По прогнозам ООН, население нашей планеты через 50 лет возрастет до 9 миллиардов человек. Как обеспечить такое огромное число людей всем необходимым, не оказывая чрезмерного давления на природные ресурсы? Без науки эту задачу вряд ли можно решить.

Важно также обратить внимание на роль и воздействие научного знания на глобальную социоприродную систему. Научное познание на современном этапе рассматриваться как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, её ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.

Но парадокс нашего времени заключается в том, что чем быстрее развивается наука, тем глубже пропасть как между бедными и богатыми странами, так и между бедными и богатыми слоями населения внутри стран.

Перекос в научных исследованиях выражен ещё больше, чем в экономике. Развитые страны тратят 85 % всех средств, расходуемых на науку в мире, но они же являются основными потребителями научной продукции.

Сейчас страны «третьего мира» начинают осознавать, что в конечном итоге именно создание и использование современных технологий является главным условием высокого уровня жизни.

«Ещё не так давно было принято делить мир по сторонам света: по идеологическому принципу – на Восток и Запад, по экономическому развитию – на богатый Север и бедный Юг, – сказал представитель компании «Philips» Вим Виленс.

Интересно
Сейчас мы считаем себя членами единого, хотя и во многом противоречивого, глобального сообщества. Но вместо старых принципов разделения появилась угроза появления нового, быть может, ещё более глубокого раскола. И дело тут не в идеологии и даже не в деньгах. Дело в доступе к современным, образно говоря, цифровым технологиям».

Половина человечества никогда не пользовалась телефоном, доступ к Интернету имеет лишь одна двенадцатая часть населения Земли.

Людей, которые не могут пользоваться Интернетом просто потому, что не умеют читать и писать, гораздо больше, чем тех, кто регулярно общается с друзьями и коллегами по электронной почте или «встречается» в чатах.

Две трети населения Земли, которые живут в развивающихся странах, отгорожены от современных информационных технологий. Только 12 % людей имеют компьютер.

Все говорят о Всемирной паутине, но большая часть мира ещё не охвачена её сетями.

Одно из разочарований, которое нередко испытывают учёные, – невостребованность результатов и невнимание к ним. Учёных слушают, но не слышат.

Общество и политики часто игнорируют или даже искажают научные выводы, подтверждённые многочисленными фактами.

Это связано с противоречивостью самих научных результатов: одни исследователи предсказывают глобальное потепление, другие утверждают, что нас ждёт похолодание, одни говорят, что лекарство помогает, другие – что приносит вред.

Учёные хорошо знают, что различие в результатах часто можно объяснить разными методиками и условиями измерения, но общество не готово вникать в тонкости научных подходов.

Ещё одна причина игнорирования научных результатов заключается в том, что учёные часто не готовы дать чёткие и ясные ответы на вопросы общества.

Как правило, лабораторные исследования далеки от реальных жизненных условий. Иногда результаты исследований отвергаются по идеологическим соображениям или потому, что они не отвечают текущим политическим целям.

Таким образом, в XXI веке возрастает ответственность учёных и политиков за результаты своих трудов. Конечно, учёные должны иметь свободу изучать то, что хотят, они должны иметь право публиковать результаты своих открытий и размышлений, но они обязаны проводить исследования в интересах человечества и окружающей среды.

Интересно
Свобода и независимость – необходимые условия научных исследований. Но это не означает, что учёные освобождены от моральной ответственности перед обществом. Наука существует в определенных этических, социальных и политических рамках, от которых нельзя так просто отмахнуться.

Так или иначе, но этические и политические нормы влияют на выбор гипотез, сбор данных, проведение экспериментов и оценку результатов.

Учёные должны осознавать риск, связанный с неконтролируемым использованием некоторых научных результатов, и всерьез относиться к опасениям широкой публики. Что касается парламентариев, разрабатывающих законы, то они обязаны ставить заслон несоответствующему использованию научных открытий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)