Выработка стратегий на основе построения кривых

Помимо матриц при стратегическом анализе и формировании стратегий используются различного рода функциональные зависимости, имеющие графическое отображение в форме кривых. Основными типами кривых являются следующие, рассмотренные ниже.

Кривая опыта (обучения на опыте), представляющая собой полученную путем наблюдений или, что бывает тоже на практике довольно часто, прогнозов, зависимость между объемом производства и себестоимостью единицы продукции.

Обычно такая зависимость не линейна. Замечено, что при каждом удвоении масштабов производства издержки сокращаются примерно на 20–30%.

Это происходит в результате:

  • экономии на постоянных затратах (одна и та же величина которых раскладывается на все больший объем продукции);
  • выявления скрытых резервов;
  • накопления производственного и коммерческого опыта;
  • улучшения организации труда, взаимодействия участников;
  • повышения квалификации персонала;
  • совершенствования базовых технологий (эффект обучения).

Кривая опыта позволяет проследить динамику издержек, определяемую этими факторами, и показывает, что главным условием их снижения является расширение сбыта.

К этапам жизненного цикла относят: создание, массовое производство и потребление, прекращение производства, прекращение потребления.

При ориентации на рынок – выход на рынок, рост продаж, насыщение спроса и замедление роста продаж, стабилизация, спад продаж.

Рыночным этапам жизненного цикла соответствуют, например, следующие стратегии:

  • выход продукта – интенсивная реклама, развитие системы распределения и продвижения продукции, стимулирования сбыта;
  • рост продаж и доли контролируемого рынка – интенсивная реклама и стимулирование сбыта;
  • насыщение спроса на конкретный продукт – его стимулирование, корректировка цен в соответствии с условиями конкуренции;
  • стабилизация продаж (стагнация рынка) – совершенствование распределительной сети, снижение затрат на рекламу и подготовка к снижению цен;
  • спад продаж – снижение цен, сокращение интенсивности, стимулирующих сбыт мероприятий и его прекращение.

Теория жизненного цикла позволяет своевременно определить «переломные точки» и разработать меры по воздействию на отдельные его стадии, сформировать оптимальную структуру производства товаров и привести возможности фирмы в соответствие с требованиями рынка.

Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy) основывается на установлении количественных закономерностей влияния факторов производства и рынка на конкретные результаты работы фирмы.

Ключевая теоретическая предпосылка PIMS состоит в том, что эффективность любой хозяйственной организации, независимо от вида, размеров и сферы деятельности, определяется рядом общих факторов, которых в
целом выделено тридцать семь.

Основными из них являются:

  • вертикальная интеграция, характеризующаяся как отношение объема чистой продукции (добавленной стоимости) к обороту (в стабильных условиях это положительно влияет на результаты);
  • капиталоемкость (затраты основного капитала на единицу продукции); ее высокий уровень уменьшает прибыль;
  • производительность труда одного работающего (индивидуальная);
  • конкурентная позиция (большая доля рынка обеспечивает высокую прибыль);
  • изменение доли рынка фирмы (чем выше темпы ее роста, тем выше прибыль);
  • инновационная деятельность, характеризуемая долей затрат на исследования и разработки в обороте (повышение активности научных исследований улучшает результаты).

Кроме этого к числу факторов относят качество, характеризуемое в данном случае разностью между долей производимой продукции, превосходящей конкурирующую, и долей аналогичной или худшей по потребительским и иным свойствам, чем у оппонентов. Не следует также забывать о частоте производственных заказов и объеме сбыта продукции в абсолютном выражении.

Перечисленные и иные стратегические факторы успеха влияют на такой ключевой показатель деятельности фирмы, как рентабельность инвестированного капитала.

Зная закономерности этого влияния и его нормативные значения и показатели при конкретных сочетаниях факторов, фирма может выбирать наиболее эффективные стратегии инвестирования или рыночного поведения, подходящие для соответствующей ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)