Производственная стратегия

Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс – наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными.

Часто стратегию производства предприятия в качестве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают из виду даже западные специалисты по стратегическому планированию и управлению.

Вместе с тем именно производственная деятельность является основной функцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль.

В процессе разработки стратегии производства происходит процесс обмена информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию базовой стратегии и координацию функциональных программ действий.

Основные элементы стратегии производства.

Планирование производства и контроль. Участие производственных подразделений в процессе обоснования и разработки стратегии предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся
скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим.

Однако руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений:

  • определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости его реконструкции;
  • определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных вопросов;
  • проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса.

Повышение производительности труда. Данное направление деятельности предприятия может предполагать:

  • проведение анализа факторов производительности труда и выявление «узких мест» деятельности организации;
  • повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием;
  • разработку программы мероприятий по повышению производительности труда.

Человеческий фактор на производстве. Необходимо отметить, что человеческий фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей
силы.

Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда, делегирование ответственности и др.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, продукция, выпускаемая предприятием, может быть конкурентоспособной только в том случае, если предприятие успешно применяет на производстве новые технологические процессы и формы организации труда.

При этом перед каждым предприятием в современных условиях стоят три основные проблемы:

  • в достаточно короткие сроки овладеть новой технологией;
  • эффективно использовать новые технологии для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами;
  • постоянно оптимизировать применение новых технологических процессов в производстве.

Для того чтобы успешно решать проблемы, руководство предприятия должно осознать необходимость интегрированного подхода к технологическому менеджменту.

Основные компоненты производственной стратегии предприятия.

Базовая стратегия производства. Основное содержание данной стратегии заключается в установлении интегрированного баланса между используемым оборудованием, рабочей силой и выпускаемой продукцией.

В процессе формирования стратегии производства предприятию необходимо учитывать следующие факторы:

  • технический уровень производственного процесса и возможность модернизации оборудования;
  • квалификационный потенциал фирмы и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами;
  • возможности быстрой переналадки оборудования и другие необходимые действия, связанные с вероятными рекомендациями покупателей продукции.

В качестве основных стратегических альтернатив базовой стратегии производства можно назвать:

  • полное удовлетворение спроса – предприятие производит столько продукции, сколько требуется ее на рынке (этом случае запасы продукции являются минимальными, а затраты на ее производство могут быть высокими в силу постоянного изменения объема выпуска);
  • производство продукции по среднему уровню спроса, когда предприятие накапливает запасы продукции при падении спроса и удовлетворяет возросшую потребность рынка за счет данных накоплений;
  • производство продукции по нижнему уровню спроса (стратегия пессимиста), когда недостающие на рынке товары производят конкуренты или предприятия-партнеры.

Производственно-инженерная стратегия. Данная стратегия разрабатывается для участия производственных подразделений в формировании решений по проектированию и модификации продукции.

В идеале хорошо сконструированный продукт, с одной стороны, отвечает изменившимся потребностям рынка, включая требования по безопасности и качеству, а с другой стороны, удовлетворяет требованиям производства по низкой себестоимости и эффективности использования производственных ресурсов.

Вместе с тем на практике часто между функциональными подразделениями предприятия возникают конфликтные ситуации.

Так, например, службы предприятия, которые занимаются научно-исследовательскими разработками, могут навязать производству весьма ненадежные и экономически неэффективные технологии, а, в свою очередь, производственные подразделения предприятия могут выступать против использования новых технологий, переналадок нового оборудования, стремясь обеспечить стабильное функционирование производства.

В такой ситуации руководство предприятия должно предпринимать действия по обеспечению равновесия между подразделениями, добиваться компромисса, который поможет предприятию достичь глобальных целей своего развития.

Следовательно, производственно-инженерная стратегия фирмы может разрабатываться как «стыковая» стратегия, позволяющая выражать интересы производственных подразделений при формировании общесистемных решений, каковыми могут являться создание и модификация нового продукта.

Стратегия размещения производства. Данный вид стратегии представляется важным для крупных предприятий, которые имеют развитую внутрифирменную специализацию и кооперацию. Кроме того, стратегия может быть разработана для осуществления проектов нового строительства.

В процессе разработки следует учитывать экономические, социально-политические и географические факторы, среди которых можно отметить следующие:

  • величину транспортных расходов;
  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • наличие источников сырья или рынков сбыта;
  • политическую стабильность;
  • наличие экономических льгот, предлагаемых региональными органами управления и др.

Итак, стратегия производства предприятия предусматривает разработку и реализацию основных, базовых, направлений деятельности фирмы в области выпуска продукции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)