История и сущность педагогики сотрудничества

Одним из наиболее значимых феноменов педагогической культуры второй половины XX века является педагогика сотрудничества (еще ее называют новаторской педагогикой, движением педагогов-новаторов и др.).

Возникновение и сущность педагогики сотрудничества неотделима от мощного движения по демократизации и либерализации общественной жизни, начавшегося после XX съезда КПСС (1956).

Как правило, лидерами этого процесса становились учителя-предметники, директора школ, преподаватели педагогических вузов, что позволяет говорить о реализации педагогикой сотрудничества очень важной потребности в самоорганизации и саморазвитии педагогов.

На рубеже 50-ых и 60-ых годов, в разных частях страны практически независимо друг от друга, начинается опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования. Всесоюзную известность приобретает опыт Павлышской средней школы на Украине (В.А. Сухомлинский), «экспериментальная дидактическая система» (Л.В.Занков), «липецкий опыт» (К.А. Москаленко), «ростовский опыт» (С.В. Петриченко и Ю.К. Бабанский) и др.

В этот же период начинаются трудовые биографии учителей-новаторов: В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, М.П. Щетинина и др. Несмотря на то, что в большинстве случаев, педагоги из разных регионов страны действовали самостоятельно и независимо, можно выделить некоторые объединяющие их идеи.

В первую очередь, речь шла о преодолении второгодничества и неуспеваемости: по статистике, к концу 50-ых годов до 40% учащихся оставались на второй год либо прерывали обучение, не закончив семи классов, а более 50% учащихся – имели неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике.

Задача заключалась в том, чтобы повысить эффективность урока, в первую очередь, с точки зрения практического освоения и применения знаний

Второй идеей, тесно связанной с первой, стали дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Стало понятным, что учить всех одинаково хорошо единым способом невозможно.

Одним из основных элементов педагогической деятельности становилось изучение ученика, его способностей, возможностей, недостатков с целью выработки индивидуального подхода.

Третьей идеей педагогики сотрудничества стало обновление структуры урока. Иногда это приводило к детализации психолого-педагогической структуры урока, возникновению новых форм взаимодействия учителя и учащихся в рамках объяснения материала, опроса («липецкий опыт»).

Интересно
Другое направление было связано, напротив, с укрупнением структуры урока, и переходом к крупноблочному усвоению материала, когда каждый из этапов прежнего урока превращался в отдельный урок (В.Ф. Шаталов, П.М. Мукаев).

Наконец, четвертой объединяющей всех педагогов-новаторов идеей, стал принцип успешности: было осознано, что многие школьные проблемы есть следствие жесткости школьной атмосферы, отчужденности ребенка от процесса обучения и, в конечном счете, психологического климата в школе и обществе.

Соответственно, выход виделся в том, чтобы создать на уроке атмосферу радости от общения, успешности для каждого ребенка. Именно поэтому, сотрудничество педагога с учащимся стало ключевым принципом всех новаций, и, в конечном счете, дало название всему движению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)