Возникновение международного права прав человека

Определенные блага и условия жизни (материальные и духовные) исторически определяются положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства и условно могут быть названы правами человека.

Говорить о возникновении международного права прав человека можно также с определенной долей условности. Применительно к различным общественно-экономическим формациям и цивилизациям необходимо определять общие закономерности возникновения и оформления прав человека и механизма их защиты и охраны.

В этой связи период возникновения международного права прав человека можно разделить на две составляющие, касающиеся древних и средневековых государств соответственно.

Считается, что зарождение идеи прав человека произошло в VI-V вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме). Тогда же получил распространение и принцип гражданства. Особую роль в процессе оформления прав человека сыграла форма рабовладельческого государства, отличавшаяся разнообразием.

Древняя Греция

Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма (Греция), которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии.

Основу всех правовых представлений того периода составляло учение о полисе как о самодовлеющей единице, членами которой являются только свободнорожденные отечественные граждане.

Лишь они пользуются всей полнотой прав, но зато в равной мере несут и ответственность за судьбу своего государства (полиса). В греческих государствах (полисах) периодически проводились проверки гражданства, его «чистоты», вплоть до третьего колена. Такие меры вызывались общим представлением о негреках как о варварах, не подчиненных правовым нормам.

Полис представлял собой объединение только его граждан, а иностранцы долгое время не пользовались никакими правами. Они могли быть в любое время выселены из государства (ксеноласия). Применялась и депортация – насильственное переселение целых народов. Такое положение вещей препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений между полисами и вызвало к жизни институт проксенов.

Проксения выступала одним из первых механизмов обеспечения (защиты) прав человека, не имеющего правовой связи с определенным полисом, т.е. гражданства. Первоначально проксения носила личный характер, не была подкреплена правовыми нормами, а основывалась на моральных и религиозных нормах.

Государство допускало, что в суде и других органах полиса с защитой интересов иностранца (метека) выступал отечественный гражданин. Впоследствии институт проксении получил юридическое, в т.ч. международное договорное закрепление.

Институт проксении, определяя правовое положение иностранцев, формулировал также основные права и обеспечительные механизмы для самих проксенов:

  • неприкосновенность и безопасность проксена и его имущества во время войны (асилия);
  • право первоочередного рассмотрения дел в суде и право обращения в суде без простата (покровителя);
  • право выступления в Народном собрании и Совете;
  • внеочередное право испрашивать мнение оракула в Дельфах и Делосе;
  • право принесения жертв без простата;
  • право занимать почетные места во время церемоний и зрелищ;
  • право быть приглашенным к торжественной трапезе (проедия).

В некоторых случая проксен пользовался также правом почетного гражданства (полития), освобождения от пошлин (ателия), правом пользования пастбищами (эпонимия), мог владеть правом собственности на дом и земельный участок.

Особому правовому регулированию подвергались случаи, когда граждане полиса покидали его. Они сохраняли ряд прав, не становясь иностранцами и не утрачивая правового статуса гражданина. Однако большинство политических прав становились недоступными, к примеру, право занимать государственные должности у себя на родине.

Интересно
Правило о неприкосновенности личности и имущества служило особым условием механизма обеспечения прав проксена. Схожее правило применялось в отношении личности и имущества греческих послов.

Норма о их неприкосновенности была общепризнанной, а ее нарушение считалось недопустимым и воспринималось как крайне враждебный акт. Правило о неприкосновенности распространялось и на глашатаев, или вестников (герольдов).

Распространенным средством обеспечения прав человека выступал суд, а в ряде случаев и третейское разбирательство. Третейские суды получили широкое распространение для разрешения как внешнеполитических проблем, так и частноправовых споров. В качестве судей могли выступать отдельные лица или полисы (в лице своих представителей).

Древний Рим

В Риме существовали определенные нормы, характеризующие правовое положение иностранцев. Иностранцы делились на несколько категорий, каждая из которых обладала своим набором прав и обязанностей.

К первой категории относились жители городов Лациума, не добившиеся после войны 340–338 гг. до н.э. прав полного римского гражданства, но получившие ряд льгот. К коренным гражданам эта категория была приравнена в 90 г. до н.э. Во вторую категорию иностранцев входили граждане союзных государств.

Третью категорию составляли собственно иностранцы. Они не имели ни личных, ни имущественных прав и должны были становиться под покровительство патрона-римлянина. Постепенно права иностранцев были расширены, во многом благодаря брачному и торговому праву.

Римлянами признавался и реализовывался принцип дипломатической неприкосновенности, который объяснялся тем, что послы находились под охраной богов. Религиозные нормы выступали важной гарантией обеспечения прав послов.

Древняя Индия

Древней Индии свойственен не рабовладельческий строй, а родоплеменной уклад. Права человека в Древней Индии рассматривались как категория, не связанная напрямую с гражданством, но вытекающая из природы вещей, из человеческой природы, и нуждающаяся в защите как таковой.

В Древней Индии применялось правило о неприкосновенности послов. Личной неприкосновенностью пользовались в равной степени послы и гонцы, а также культовые учреждения и служители культа.

Неприкосновенными считались и некоторые другие категории населения (хранители мостов и колодцев). В период ведения войн начинали действовать особые механизмы обеспечения прав человека, неизвестные государствам Запада (Греции, Риму).

Недопустимым считалось убийство стариков, женщин и детей, а также парламентеров и сдавшихся в плен. К особо защищенным относились раненые в зависимости от характера и тяжести ранения (Законы Ману).

Древний Китай

Интересно
Традиционность Китая накладывала существенный отпечаток на все социальные нормы. Многовековая традиция о следовании принципу жень («чего не хочешь себе – не делай другим») переносилась и на права человека и их обеспечение в виде отказа от причинения вреда другому. Однако гуманность правовых норм была избирательна и практически не касалась простых людей в силу классовости китайского права.

В Древнем Китае нередко прибегали к суду как способу защиты прав человека. Наибольшее распространение получили арбитражные суды, а также всевозможные формы посредничества. Изначально они использовались как способы разрешения межгосударственных споров, затем приобрели частноправовую окраску.

Средневековье

Переход от античного права к средневековому занял несколько веков и включает несколько знаковых событий: распад Римской империи, разделение христианских церквей на Западную и Восточную (1054 г.), заключение Верденского договора о разделении государства Карла Великого (843 г.), коронование Оттона римским императором (962 г.), превращение папы, избираемого кардиналами, в самостоятельного государя (1059 г.).

В период феодализма сословное деление внутри общества отражалось на правовой системе государства. Наиболее традиционными и устойчивыми оказались правовые нормы, характеризующие правовое положение отдельных категорий граждан, в частности нормы посольского права.

Нарушение посольской неприкосновенности влекло суровую кару, которая иногда заменялась большим выкупом.

Нормы посольского права начинают включаться в тексты межгосударственных договоров. Оскорбление или убийство посла рассматривалось не только как нарушение права народов (международного права), но и как посягательство на людей, состоявших под особым покровительством церкви. Поэтому виновные, помимо светского наказания, подлежали отлучению от церкви.

Получают развитие институты личной неприкосновенности и экстратерриториальности помещений, однако еще не получило закрепления правило о неподсудности послов и их иммунитета от местного правосудия.

Возник и получил развитие институт консулов. Нормы, регулирующие деятельность консулов, возникли из практики организаций купцов и мореплавателей. По аналогии со статусом послов, консулы обладали неприкосновенностью.

Однако в отличие от послов консулы были призваны отстаивать частноправовые интересы своих сограждан, они имели право автономного управления и суда.

К особо защищенным категориям населения относились рыцари, крупные сюзерены и короли. Во время пленения указанных лиц им гарантировалось хорошее обращение и возможность выкупа вплоть до освобождения под честное слово. Большинство обычных людей, попавших в плен, ожидал выкуп или обмен на пленных противника, в редких случаях – рабство или смерть.

В государствах арабского Востока существовало правило о запрете пленения женщин и детей до 15 лет, что явилось существенной предпосылкой оформления специальных норм об обеспечении прав женщин и детей. Под особой защитой находились больные, калеки и убогие.

Интересно
В период феодализма расширились предметы договоров, к которым были отнесены специфические сферы, такие, как брак (прежде всего с иностранцами), завещание, усыновление, покровительство. Начал формироваться институт сервитута, из которого развилось право иностранных подданных беспрепятственно передвигаться по территории другого государства.

Широко применявшимся способом обеспечения прав человека оставался суд. Стали появляться специализированные судебные органы, например морской суд острова Олерон близ Бордо.

Большой популярностью продолжали пользоваться третейские суды, которые разрешали одновременно частноправовые и публично-правовые споры. В заключение следует отметить, что ведущую роль в возникновении и становлении прав человека сыграла полисная система.

Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. Период Средневековья, в свою очередь, положил основание идеям равенства, основанном на общности религии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)