Гражданские права человека и гражданина

Первооснову всех иных прав, в т.ч. и личных, составляет право человека на жизнь. Это основополагающее положение, закрепленное в Конституции РФ, провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (в преамбуле и ст. 3) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 6).

По мнению Г.Б. Романовского, «право на жизнь – это субъективное правомочие, имеющее формально-абстрактное оформление, поэтому следует различать такие категории, как жизнь и право на жизнь.

Соответственно возникает проблема определения момента возникновения субъективного права на жизнь и момента возникновения самой жизни: различны ли они и зависят ли друг от друга (аналогична проблема определения момента утраты права на жизнь и момента смерти)».

Право на жизнь сохраняется вплоть до смерти человека. Однако в литературе ставится вопрос о том, с какого момента наступает смерть.

Интересно
Авторы комментария Конституции Российской Федерации задают вопрос: «Вправе ли врач отключить приборы, искусственно поддерживающие некоторые физиологические функции человека (дыхание, сердцебиение), и изъять у него для пересадки органы, если установлено, что клетки головного мозга необратимо умерли?».

Ответ на этот и подобные вопросы, как то: лишение жизни человека по его собственной просьбе, видимо, лежат на поверхности. Право человека на жизнь – это естественное право каждого.

Им человек обладает как даром природы, поэтому ни о каком правомерном лишении жизни речи быть не может, несмотря ни на какие, казалось бы, гуманные цели (трансплантация отдельных органов, избавление от предсмертных страданий и т.д.).

Закрепление в Конституции РФ права на жизнь требует от государства комплекса мер по обеспечению охраны этого права от преступных посягательств, созданию условий безопасности на производстве.

Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней, а также развитие системы социальной защиты и медицинского обслуживания населения в целях сокращения общей смертности и в первую очередь – детской.

Обеспечение права на жизнь получило свое закрепление также в нормах отраслевого законодательства и прежде всего в Уголовном кодексе РФ.

В частности, в целях охраны жизни человека законодатель предусмотрел составы преступлений, устанавливающих уголовную ответственность, например, за убийство (ст. 105-108), причинение смерти по неосторожности (ст. 109), доведение до самоубийства (ст. 110), угрозу убийством (ст. 119) и т.д. И если совершаются преступления против жизни человека, значит, государство недостаточно эффективно выполняет свои полномочия.

Право на достоинство понимается как осознание самой личностью и окружающими ее людьми факта обладания нравственными непорочными и интеллектуальными качествами.

Прежде всего следует отметить, что достоинство – это этическая категория, которую сложно представить зримо. Поэтому достоинство выступает как осознание своей моральной ценности, как внутренний мотив и побуждение деятельности и поведения личности.

Достоинство как субъективное право человека включает в себя охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства обеспечивается государством, и никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Защита должна быть обеспечена всем: и взрослым, и детям, дееспособным людям и душевнобольным.

Основные направления деятельности государства по обеспечению достоинства личности, как правило, связывают с осуществлением следственных действий в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке.

В частности, отмечается, что «достоинство граждан может пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования.

Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов.

Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции».

Полагаем, что данное направление обеспечительной деятельности государства правильное, но не единственное. Так, в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека предусмотрена необходимость создания социально-экономических условий, исключающих унижение человеческого достоинства.

Интересно
Поэтому мы считаем, что государство должно создавать как социальные, обеспечивающие достоинство личности, условия (качественное бесплатное медицинское обслуживание населения, возможность получения бесплатного высшего образования, социальная помощь детям, инвалидам, пенсионерам и другой категории граждан), так и экономические (обеспечение рынка труда, позволяющего исключить безработицу и унижающие пособия по безработице, развитие производственной сферы, создание условий безопасного труда и т.д.).

Обеспечение достоинства личности предусматривает также ее защиту от применения пыток, насилия или другого жестокого или унижающего обращения. Эти положения получили свое закрепление не только в Конституции Российской Федерации, но и в первую очередь в международных актах, таких, как, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др.

Реальное обеспечение достоинства личности должно стать приоритетным направлением деятельности государства, чтобы каждый человек был горд за себя и то государство, в котором он живет.

Право на свободу и личную неприкосновенность предполагает, что любое лицо, независимо от пола, возраста, национальной принадлежности, вероисповедания и т.д., вправе совершать любые действия, не противоречащие закону. Никто не может быть подвергнут какому-либо принуждению или ограничению в правах, от кого бы это ни исходило.

Право на свободу и личную неприкосновенность выступает в качестве показателя демократичности общества и уровня его цивилизованности. Поэтому государство и все его структуры должны быть заинтересованы в обеспечении реализации права на свободу и личную неприкосновенность.

Однако следует иметь в виду, что законодатель предусмотрел случаи принудительного ограничения прав и свобод личности: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для общества, и др.

В части 2 ст. 22 Конституции РФ предусмотрена одна из гарантий обеспечения права личности на свободу и личную неприкосновенность – установление судебного порядка ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Несомненно, это прогрессивное движение отечественного законодателя и правоприменителя по пути демократических реформ позволяет существенно повысить уровень охраны прав и свобод граждан, способствует законности и обоснованности принимаемых решений.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную и гарантированную человеку государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Это право представляет собой сведения о жизни человека в сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, которые не подлежат контролю со стороны государства, его органов, должностных лиц, а также иных структур и граждан.

Право на неприкосновенность частной жизни выражается в возможности беспрепятственного общения людей между собой на неформальном уровне по вопросам семейной жизни, родственных и иных связей, интимных отношений, выражения симпатии и антипатии кому-либо.

Оно охраняется государством в форме профессиональной тайны, т.е. представителям определенной профессии доверяются сведения, которые они не вправе разглашать. В частности, тайна исповеди, которую не могут разглашать священнослужители.

Интересно
Уголовное законодательство (ст. 19) содержит положение, в соответствии с которым духовное лицо не подлежит уголовной ответственности за недонесение о преступлении, ставшем ему известным из исповеди.

Медицинская тайна, тайна судебной защиты и предварительного следствия, тайна усыновления, нотариальных действий и некоторых записей актов гражданского состояния относятся к указанным видам сведений.

К личным тайнам относится также тайна почтово-телеграфной корреспонденции. При этом государство обеспечивает личности сохранение личных и профессиональных тайн посредством нормативного закрепления.

Так, обыск, выемка, осмотр помещения, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях может производиться только в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 13 УПК), на основании судебного решения.

Нарушение тайны переписки, телеграфных переговоров и телеграфных сообщений является уголовно наказуемым деянием, влекущим наступление уголовной ответственности (ст. 135 УК РФ).

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без воли лиц, проживающих в этом жилище, проникнуть в него. Это положение закреплено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 12), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Полагаем, что понятие «неприкосновенность жилища» выступает как одно из проявлений права на неприкосновенность частной жизни и связано исключительно с проникновением в него посторонних для проживающих лиц.

На государство возлагается обязанность не допустить вмешательства в осуществление этого права граждан с чьей бы то ни было стороны. Конституционная норма защищает владельцев жилища от посягательств на проникновение в него иных граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций, а также различных структур, независимо от форм собственности и т.д.

Вместе с тем в ст. 25 Конституции Российской Федерации содержится положение, устанавливающее право на ограничение неприкосновенности жилища, определяемое федеральным законом или на основе судебного решения.

Интересно
Уполномоченные на то государством органы и должностные лица в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны представить в суд материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище.

Только в случае вынесения судьей постановления о разрешении допускается проникновение в жилище без согласия проживающих в нем лиц. Согласно п. 24 ст. 13 Закона РФ «О полиции» сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право входить беспрепятственно в жилые помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках.

Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан полиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

Право на неприкосновенность жилища ограничивается также в случаях проведения обысков и выемок, что регламентировано Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 165). Нарушение права на неприкосновенность жилища граждан государство определяет как уголовно наказуемое деяние (ст. 136 УК РФ).

Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком представляет собой основанное на свободном выборе этническое самоопределение личности. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека.

Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного волеизъявления человека в этом вопросе. С одной стороны, это действительно прогрессивный шаг, показывающий свободу личности.

Кроме того, следует отметить, что определение национальности не влечет никаких правовых последствий, и государство не гарантирует каких-либо привилегий лицу исходя из его национальной принадлежности.

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным выражением права самоопределения личности. Закрепленное положение предоставляет гражданам свободу передвижения по стране, а также беспрепятственные выезд и въезд в страну.

Государство, предоставляя своим гражданам право свободно выезжать за пределы страны, также гарантирует беспрепятственное возвращение на ее территорию. Выезд гражданина за рубеж не влечет для гражданина и его родственников никаких ограничений в правах.

Кроме того, как сказано в ст. 4 Закона, Российская Федерация проявляет заботу о российских гражданах, находящихся за границей. Суть этого законоположения состоит в том, что российские граждане вне пределов государства находятся под покровительством и защитой Российской Федерации.

Право на свободу совести и вероисповедания в широком значении слова представляет право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей.

В узком, наиболее распространенном в современном мире, это отношение человека к религии.

Многовековая история взаимоотношений государства и церкви определила три основных направления, характеризующих отношение личности к свободе совести и вероисповедания. Человек может верить в Бога, исповедовать какую-либо религию или не верить ни в каких богов и относиться к религии нейтрально.

Право на свободу совести и вероисповедания связано, в соответствии с общепризнанными международными стандартами, с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безопасность, здоровье и мораль общества.

Правовой основой, регламентирующей право личности на свободу совести и вероисповедания, являются ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ее реализация обеспечена Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (в ред. от 28.11.2015 № 341-ФЗ) «О свободе совести и религиозных объединениях».

Свобода совести – одна из фундаментальных духовных свобод, принадлежащих личности. Государство призвано обеспечить равное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или осуществлять атеистическую пропаганду.

При этом следует оговориться, что ни государство, ни его органы и должностные лица не правомочны вмешиваться в определение личностью своего отношения к религии, а также влиять на деятельность религиозных или атеистических объединений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)