Возникновение методики русского языка как науки

Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление
возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития. Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф.И.Буслаева – выдающегося лингвиста, историка, педагога – «О преподавании отечественного языка».

Федор Иванович Буслаев – гуманист; для него человек – носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку – значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без «метóды». Буслаев разграничивает «учебную метóду» и «ученую метóду», т.е. методы обучения и исследования.

Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике «охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке».

Ф.И.Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения – изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо.

Основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие «врожденного дара слова». В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики открывали неизвестное посредством известного.

В XIX в. методика формировалась в борьбе за либерализацию школы, за доступ широких масс к образованию. Неизмеримо велик вклад в методику русского языка К.Д.Ушинского. Основные его труды адресованы начальной школе: он создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». Но его методические идеи охватывают и среднюю школу, они актуальны и сегодня. Преподавание родного языка воспитывает мыслящую личность.

Овладение языком – разносторонняя деятельность, но стержнем ее должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Этот курс раскрывает логику языка, приобщает к нормам склонения, спряжения, развивает мышление и дар слова учащихся. Они должны понять роль языковых форм в передаче значений, смысла; поэтому изучение грамматики следует начинать от текста, от предложения. Сам

К.Д.Ушинский все грамматические темы строит на обнаружении изучаемых явлений и выявлении их функций в тексте. Речь учащихся, по К.Д.Ушинскому, должна развиваться на лучших образцах народного языка, ее правильность обеспечивается грамматикой. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений. Все упражнения по языку должны быть разнообразны и взаимосвязаны. Орфографические умения и навыки К.Д.Ушинский расценивал очень высоко: они должны быть прочно заложены на самых ранних ступенях обучения.

В обучении орфографии признавал как роль правил, так и роль общей языковой культуры. Яркий след в методике русского языка оставил Л.Н.Толстой – создатель «Азбуки» в четырех книгах (1872), которую называл главным делом жизни. Он был горячим сторонником творческого развития учащихся и свои взгляды изложил в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1861).

Задачу преподавания родного языка Л.Н.Толстой видел в том, чтобы приобщить учащихся к чтению и пониманию литературы. Для этого необходимо овладение литературной нормой языка. Роль грамматики в системе Л.Н.Толстого
недооценивалась: за грамматикой не признавалась самостоятельная роль в образовании.

Интересно
Конец XIX – начало XX в. – период расцвета методики; к этому времени относится творчество В.Я.Стоюнина и Л.И.Поливанова, Н.Ф.Бунакова и В.Ф.Флерова, В.И.Водовозова и В.И.Гаврилова, Н.К.Кульмана и Н.С.Державина. Этот период как бы завершает обобщающий труд А.Д.Алферова «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911). Помимо обобщения опыта русской средней школы в книге дан обзор преподавания родных языков в школах Западной Европы. Автор рекомендовал не ограничиваться в школе изучением литературного языка: изучать язык народа, фольклор; знакомить учащихся с диалектами.

Особое внимание уделял развитию «личного языка» учащегося, сочинению, творчеству – более половины объема книги посвящено развитию речи. Однако позиции А.Д.Алферова не была свойственна недооценка грамматики, столь распространенная в те годы: он подчеркивал ее значение для общего развития учащихся, для обучения правописанию, для овладения культурой речи.

А.Д.Алферов рекомендовал в методике орфографии пользоваться упражнениями, опирающимися на слух, зрение и сознание. Цель преподавания языка определял как умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нем. Разрабатывал методику развития интереса к языку и рекомендации по внеклассной работе. Предложил методику исправления и предупреждения речевых ошибок учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)