Восстановление речи при динамической афазии
При обоих вариантах динамической афазии, различающихся характером экспрессивного аграмматизма, имеется общая симптоматика, проявляющаяся в изменениях нейродинамики — Речевой аспонтанности, инактивности, персевераторности, инертсти и вязкости речевых следов.
Они создают крайне неблагоп-пиятный фон для восстановительного обучения.
В связи с этим, независимо от конкретного варианта динамической афазии, на начальном этапе работы центральное место занимают методы преодоления расстройств нейродинамики:
- Повышение активности больного, организация произвольного внимания.
Для достижения этой задачи используются такие виды работы, как:
– целенаправленное выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);
– оценка специально искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;
– ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
– прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет»;
– тренинг нейромоторных переключений («борьба с персеверациями») в различных видах невербальной деятельности: графическом, кинетическом праксисе, предметно-практической
деятельности и прочее.
- Стимулирование простых видов коммуникативной речи. Вызов и автоматизацию коммуникативно значимых слов: «дa», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д. позволяют осуществить прямые методы. Они оживляют в памяти отдельные штампы коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.
- Восстановление фразовой речи. Методы, используемые в рамках этого вида работы, специфичны в зависимости от варианта динамической афазии.При той из них, когда имеются нарушения операций глубинного синтаксирования, восстановление фразовой речи проводится за счет составления «ядерных» фраз, имеющих синтаксическую модель типа субъект + предикат или субъект + предикат + объект.Такие фразы строятся по простым сюжетным картинкам с привлечением внешних опор — фишек (Л.С. Цветкова). Предикат как порождающий центр фразы маркируется особенно ярко. Затем, с помощью вопросов, стрелок или других способов маркировки, проводится экстериоризация его грамматико-смысловых связей.
Постепенно число фишек должно сворачиваться, а способ порождения глубинной синтаксической структуры фразы переходить в умозрительный план.
– улавливание грамматических искажений — флективных предложных и т.п. в специально деформированных текстах (с целью оживления чувства языка);
– выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;
– дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола;
– восполнение в словах пропущенных грамматических элементов;
– составление фраз по сюжетным картинкам, ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически;
– пересказ простого текста;
– стимулирование к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций;
– стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе числа слов, заимствованных из вопроса;
– раскладывание серии последовательных картинок, соответственно заключенному в них сюжету.
- Восстановление коммуникативной фразовой речи. Наиболее адекватной формой проведения занятий в рамках данного раздела восстановительного обучения являются групповые занятия, причем с «клубной» окраской, позволяющей создавать ситуации непосредственного и, что особенно важно, эмоционально окрашенного общения.
- Стимулирование письменной речи. Используются универсальные для психолого-педагогическй практики методы.
- Нарушения периферического кровообращения
- Патофизиологические механизмы нарушения двигательного контроля при повреждении стриатума у человека
- Обработка результатов обследования
- Принципы диагностики и содержание методики
- Восстановительное обучение с использованием средств невербальной коммуникации
- Восстановление праксических и гностических функций нарушенных по субдоминантному типу
- Преодоление расстройств оптико-пространственной апрактоагнозии по доминантному типу
- Преодоление нарушений цветового гнозиса
- Преодоление нарушений лицевого гнозиса
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу