Восстановление речи при динамической афазии

При обоих вариантах динамической афазии, различающихся характером экспрессивного аграмматизма, имеется общая симп­томатика, проявляющаяся в изменениях нейродинамики — Речевой аспонтанности, инактивности, персевераторности, инертсти и вязкости речевых следов.

Они создают крайне неблагоп-пиятный фон для восстановительного обучения.

В связи с этим, независимо от конкретного варианта динамической афазии, на начальном этапе работы центральное место занимают методы преодоления расстройств нейродинамики:

  1. Повышение активности больного, организация произвольного внимания.

Для достижения этой задачи используются такие виды рабо­ты, как:

– целенаправленное выполнение различных видов нерече­вой деятельности (рисование, лепка и т.д.);

– оценка специально искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;

– ситуативный, эмоционально значимый для больного ди­алог;

– прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет»;

– тренинг нейромоторных переключений («борьба с персеве­рациями») в различных видах невербальной деятельности: гра­фическом,  кинетическом  праксисе,  предметно-практической
деятельности и прочее.

  1. Стимулирование простых видов коммуникативной речи. Вызов и автоматизацию коммуникативно значимых слов: «дa», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д. позволяют осуществить прямые методы. Они оживляют в памяти отдельные штампы коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.
  2. Восстановление фразовой речи. Методы, используемые в рамках этого вида работы, специ­фичны в зависимости от варианта динамической афазии.При той из них, когда имеются нарушения операций глубинного синтаксирования, восстановление фразовой речи проводится за счет составления «ядерных» фраз, имеющих синтаксическую модель типа субъект + предикат или субъект + предикат + объект.Такие фразы строятся по простым сюжетным картинкам с привлечени­ем внешних опор — фишек (Л.С. Цветкова). Предикат как по­рождающий центр фразы маркируется особенно ярко. Затем, с помощью вопросов, стрелок или других способов маркировки, проводится экстериоризация его грамматико-смысловых связей.

    Постепенно число фишек должно сворачиваться, а способ порождения глубинной синтаксической структуры фразы перехо­дить в умозрительный план.

При том варианте динамической афазии, когда глубинна структура фразы остается сохранной, а экспрессивный аграмматизм проявляется в неспособности совершать поверхностны грамматические трансформации, используются такие методы восстановительного обучения, как:

– улавливание грамматических искажений — флективных предложных   и т.п.   в   специально  деформированных  текстах (с целью оживления чувства языка);

– выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в но­минативных формах;

– дифференциация значений единственного и множествен­ного числа, родовых значений, значений настоящего, прошед­шего и будущего времени глагола;

– восполнение в словах пропущенных грамматических эле­ментов;

– составление фраз по сюжетным картинкам, ответы на воп­росы простой фразой, оформленной грамматически;

– пересказ простого текста;

– стимулирование к использованию побудительных и вопро­сительных предложений, различных предложных конструкций;

– стимулирование ответов на вопросы с постепенным умень­шением в ответе числа слов, заимствованных из вопроса;

– раскладывание серии последовательных картинок, соот­ветственно заключенному в них сюжету.

  1. Восстановление коммуникативной фразовой речи. Наиболее адекватной формой проведения занятий в рам­ках данного раздела восстановительного обучения являются групповые занятия, причем с «клубной» окраской, позволяющей создавать ситуации непосредственного и, что особенно важно, эмоционально окрашенного общения.
  2. Стимулирование письменной речи. Используются универсальные для психолого-педагогическй практики методы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)