Преодоление расстройств оптико-пространственной апрактоагнозии по доминантному типу

Этот вид работы подчинен главной задаче восстановления высших обобщенных уровней пространственно-ориентировоч­ной деятельности.

Он включает восстановление схематических представлении о пространственном соотношении объектов дей­ствительности. С этой целью используются следующие упраж­нения

1-й вид упражнений

Поворот фигуры в пространстве.

Вначале эта работа прово­дится  на материале,  оформленном  ситуативно,  «сюжетно»: например, предъявляется макет комнаты с фигуркой стоящего посередине человека и дается задание повернуть ее лицом к две­ри. Затем дается инструкция повернуть фигуру к себе и от себя.

С течением времени опора на ситуацию устраняется и ocуществляется переход к оперированию геометрическими фигурами — реальными, затем — нарисованными.

2-й вид упражнений.

Работа с географической картой, которая включает:

– нахождение сторон и частей света;

– нахождение тех или иных объектов — стран, городов, рек и т.д.;

– перенос географических объектов с обычной карты на немую;

– самостоятельное заполнение немой карты с предваритель­ным ознакомлением с данной местностью по обычной карте.

3-й вид упражнений.

Работа с часами:

– «оживление» роли цифр, стрелок, делений на минуты и т.д. Оно может проводиться с помощью обыгрывания наиболее сте­реотипных значений понятия времени и его компонентов.

Так, обсуждаются понятия «полночь», «полдень», «5 минут», «мину­та», «час» и прочее — в прямом и переносном смысле. Приводят­ся примеры из хорошо знакомых больному произведений художественной литературы, текстов песен, сказок, кинофильмов и т.д.;

– расстановка стрелок на часах соответственно заданномувремени;

– анализ различий при симметричном расположении стре­лок в правой и левой части циферблата;

– списывание с циферблата цифр по расставленным стрел­кам;

– самостоятельное обозначение заданного времени на немыхчасах и т.д.

4-й вид упражнений.

Схематичное изображение пространственных ситуаций на чертеже — плане комнаты, пути и т.д.

В дальнейшем пространственные ситуации предъявляются вне вербального контекста.

5-й вид упражнений.

Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты. Например, больному предъявляется ряд рисунков: кошка на стуле, книга на столе, книга в ящике, собака под кроватью, птица над домом, книги в портфеле, ваза на шкафу и т.д.

Больной должен показать те рисунки, на которых изображены аналогичные пространственные ситуации.

Соотнесение реальных пространственных ситуаций с их схе­матическим изображением. Для облегчения решения этой зада­чи в начале обучения реальные рисунки и схемы сопровождают­ся подписями в виде предлогов.

Затем эти подписи убираются, и возникает необходимость оперировать «голыми» рисунками и схемами.

6-й вид упражнений.

Уточнение значений слов с пространственным значением (вверху, внизу, далеко, близко, сбоку, рядом, в отдалении, направо, налево и т.д.), а также автоматизация этих слов в собственной речи больных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)