Восстановительное обучение с использованием средств невербальной коммуникации

Этот раздел обучения включает следующие направления за­нятия с использованием предметно-практической деятельности с применением средств невербальной коммуникации.

Каждый из видов работы может быть направлен одновременно на реше­ние нескольких восстановительных задач:

1 Преодоление расстройств кистевого, пальцевого и конст­руктивного праксиса, как на конкретном, предметном уровне (предметно-практическая деятельность), так и на символическом, знаковом (исполнение жестов, рисование пиктограмм).

  1. Овладение рядом бытовых и трудовых навыков, что воз­можно лишь при определенной степени восстановления «нере­чевых» функций разных модальностей.

3 Расширение рамок коммуникации с окружающими.

Занятия с применением предметно-практической деятель­ности особенно эффективны в работе с больными с афазией, у которых речевой дефект выражен грубо, вплоть до полного отсутствия собственной речи.

В этих случаях на передний план выступают задачи восстановления речевой функции, и предмет­но-практические операции служат в основном средством для стимуляции речи.

Работа по устранению нарушений неречевых функций протекает в тесной связи с работой по восстановлению речевой функции больного.  В разных формах работы вербально-невербальные взаимодействия складываются по-разному.

Так, обуче­ние предметно-практическим или иным (бытовым и трудовым) операциям строится не только на показе конкретных действий составляющих данный вид деятельности, но и на вербальных инструкциях и описаниях.

Использование паралингвистических средств (жест, мимика, пиктограмма) способствует стимуляции и растормаживанию экспрессивной речи

Основной формой занятий с использованием предметно-практической деятельности являются групповые занятия. Последние не заменяют индивидуальной работы с больным, но являются чрезвычайно важной частью восстановительного обу­чения, имеющего свои несомненные преимущества.

Коллек­тивная форма занятий обеспечивает социальную среду, которая способствует активизации личности в целом, расширяет рамки коммуникативных возможностей

Групповые занятия позволя­ют в наиболее благоприятных условиях общения применить те навыки, которые он получил на индивидуальных занятиях, это облегчает впоследствии решение более широких задач речевой коммуникации

Используются следующие виды деятельности лепка из плас­тилина и глины, рисование, выжигание по дереву, конструиро­вание, различные виды рукоделия, изготовление изделий из природного материала, бытовые действия и т.д. Выбор видов деятельности обусловлен

художественно-эстетической направленностью, обеспечи­вающей благоприятный фон занятий, широкими возможностями растормаживания и стиму­лирования бытовой лексики, связанной с содержанием того или иного вида деятельности, поскольку у людей с окончательно сформированной речью упрочена связь «предмет — слово», доступностью этих работ для каждого из больных,

возможностью использования максимального числа путей компенсации нарушенных функций за счет включения запасных афферентаций (зрительной, слуховой, тактильной и др.)

Методически обучение строится по принципу постепенного овладения технологией того или иного вида деятельности и па­раллельного стимулирования речи в импрессивном и экспрессивном вариантах в соответствии с заранее подобранным к каж­дому занятию лексико-фразеологическим материалом

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)