Восстановление речи при акустико-мнестической афазии

Главной задачей восстановительного обучения у больных с данной формой афазии является укрепление слухо-речевой па­мяти, что включает расширение рамок слухового восприятия.

Это достигается благодаря таким методам работы, как:

– показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.;

– показ частей тела по тому же принципу;

– выполнение 2—3-х звеньевых устных инструкций;

– ответы на развернутые вопросы, постепенно усложняемые по синтаксической структуре;

– прослушивание текстов, состоящих из нескольких предло­жений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

– письмо под диктовку постепенно наращиваемых фраз;

– чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением больным (по памяти) каждого из предложе­ний и всего набора в целом.

Повышение стойкости слухо-речевых следов проводится с ис­пользованием таких видов тренинга, как:

– повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочте­нием и воспроизведением, а также с заполнением паузы ка­ким-либо другим видом деятельности;

– заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

– повторный показ предметов и картинных изображений че­рез 5—10 с, а затем и через 1 минуту после первого предъявления;

– чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин, 30 мин, и т.д.);

– устное составление  предложений  по  опорным словам, воспринимаемым зрительно;

– перечисление по буквам слов с постепенно усложняющей­ся звуковой структурой и постепенный уход от письменного образца этих слов.

Помимо этих специфических для акустико-мнестической афазии задач ставятся и другие, такие, как преодоление труднос­тей называния. Для этого проводятся:

– анализ зрительных изображений и самостоятельное рисо­вание предметов, обозначаемых словами-названиями;

– смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные при­знаки предметов;

– классификация слов с самостоятельным подбором обоб­щающего слова;

– упражнения по объяснению слов с конкретным, абстракт­ным и переносным значением.

К числу системно обусловленных патологических симптомов у больных с данной формы афазии относятся и трудности орга­низации развернутого высказывания. В связи с этим необходима работа по их устранению.

Отдельную задачу составляет организация развернутого вы­сказывания. Для ее решения применяются:

– составление рассказа по серии сюжетных картинок;

– пересказ текстов: вначале по подробному плану, затем — посвернутому, далее — без плана;

– развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессио­нальные, общественные и т.д.);

-отработка образцов коммуникативной и повествователь­ной письменной речи (поздравительные открытки, письма, из­ложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)