Воспитательная система класса

В школе, где не создана воспитательная система, класс является отдельной самостоятельной единицей, не связанной с другими детскими объединениями. В школе, где создана целостная воспитательная система, ученический класс как детское объединение интегрирован в ученический коллектив школы.

Класс может рассматриваться структурным компонентом школьной воспитательной системы, если не нарушается принцип изоморфизма (от греческого isos – одинаковый, morphe – форма).

На различных уровнях системы, в подсистемах выделяются такие же компоненты, только более конкретизированные и наполненные собственным содержанием (воспитательные цели, деятельность, система отношений и др.).

Интересно
Класс можно рассматривать как компонент воспитательной системы, если: во-первых, воспитательные цели, реализуемые в классе, его деятельность, система отношений в нем соответствует аналогичным характеристикам системы, но не повторяют их в чистом виде; во-вторых, он является первичным коллективом и реализует свои функции по отношению к личности ребенка; в-третьих, класс имеет свою индивидуальность.

Полноценным компонентом воспитательной системы класс будет при наличии всех трех признаков, хотя в реальной практике они присущи каждому классу в разном объеме.

Существование воспитательной системы в школе, создает объективную ситуацию развития класса и его воспитательной системы.

Такая ситуация определяется тем, что:

  • воспитательная система школы задает четкие и определенные цели для класса как субъекта деятельности, обеспечивающего их реализацию;
  • воспитательная система формирует образ жизни школьного коллектива – ядра воспитательной системы, в которое входит и отдельно взятый ученический класс, что влечет формирование в нем определенных ценностей и норм жизни;
  • воспитательная система стимулирует, обогащает и дополняет жизнедеятельность класса, так как ставит его в ситуацию, когда он должен участвовать в жизни школы, предлагает ему определенный набор видов деятельности, способствует установлению и развитию внешних связей класса с другими детскими объединениями.

Класс может влиять на личность ребенка как непосредственно, тате влияние всегда связано с конкретной воспитывающей ситуацией, гак и косвенно, через формирование общественного мнения, выработку коллективных ценностей и норм поведения, создание эмоционального климата.

Сила и глубина влияния классного коллектива зависят от уровня развития коллектива; положения ребенка в системе межличностных отношений, его социального статуса, авторитета, роли; характера взаимоотношений с классным руководителем; значимости классного коллектива для каждого конкретного ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)