Виды рефлексии в учебном процессе

При организации рефлексии эмоционального состояния участников педагогического взаимодействия осуществление рефлексивных процедур целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.п.

Рассмотрим виды рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния участников педагогического процесса.
  2. Рефлексия учебной деятельности и ее результатов.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия учебной деятельности и ее результатов дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов деятельности. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектов и др. индивидуально-групповых заданий.

В конце урока рефлексия позволяет оценить активность каждого на разных этапах урока. Цели рефлексии – вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, результаты и т.п.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного учебного материала.

Например, учащиеся выбирают начало фразы из рефлексивного экрана на доске и продолжают предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял (а) задания…

Я знаю следующие даты…

Я могу объяснить следующие понятия…

Я могу показать на карте…

Рефлексия содержания учебного материала может быть организована как процесс моделирования. Для этого в конце изучения учебной темы, большого раздела учебного курса учитель дает учащимся задание построить модель – схему изученного материала, в которой надо отразить в наглядном виде все изученные понятия и отношения между ними.

А.В. Хуторской предлагает алгоритм рефлексии в учебном процессе:

  1. Остановка предметной деятельности.
  2. Восстановление последовательности выполненных действий.
  3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
  4. Выявление и формулировка результатов рефлексии:
    1. Предметная продукция деятельности: идеи, закономерности, ответы на вопросы.
    2. Способы, которые использовались в ходе деятельности.
    3. Гипотезы по отношению к будущей деятельности.
  5. Проверка гипотезы на практике в последующей предметной деятельности.

К технологиям рефлексии учениками своей деятельности на уроке, собственных успехов и затруднений можно отнести следующие: «рефлексивный круг», «рефлексивная мишень», «мини-сочинение», «ключевое слово», «зарядка», «анкета-газета», «цепочка пожеланий», «заверши фразу», «острова», «рефлексивный ринг» и др. Вышеперечисленные технологии подробно представлены в пособии С.С. Кашлева.

В качестве технологии рефлексии можно использовать письменную рефлексию по заполнению таблицы обратной связи.

Данный способ позволяет учащимся вспомнить свою учебную деятельность на завершенном уроке, осознать собственные успехи и затруднения, а так же дает возможность учителю осуществить коррекцию в знаниях и способах деятельности на основе обратной связи в форме анализа таких таблиц (табл. 2.9).

Виды рефлексии в учебном процессе

Письменная рефлексия может быть организована и как заполнение различных бланков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)