Внутримагазинная логистика
Организация внутримагазинной логистики предполагает взаимодействие логистических, коммерческих и маркетинговых служб торгового предприятия с целью оптимизации внутримагазинного материального потока товаров.
Большая роль при этом отводится такому маркетинговому инструменту, как мерчандайзинг. С точки зрения применения логистического подхода мерчендайзинг – комплекс мероприятий, осуществляемых в торговой зоне, направленный на увеличение продаваемости какого-либо товара.
Мерчендайзинг включает в себя следующие составляющие:
- Планирование торгового пространства.
- Размещение товара на полках.
- Создание презентабельного внешнего вида товара на полке.
- Эффективное использование торгового оборудования.
- Организация дегустаций, промо-акций.
- Упаковка товаров и т.д.
Планирование торгового пространства, как правило, включает в себя выбор и определение количества необходимого торгового оборудования, его размещение, выкладку товаров, а также анализ перемещения и разработку оптимальных маршрутов потоков покупателей с учётом их потребностей и целей торгового предприятия.
Структура помещений типового розничного торгового предприятия зависит от:
- Специализации торгового предприятия.
- Ассортиментной политики.
- Масштабов деятельности торгового предприятия.
- Расположения торгового предприятия относительно поставщиков и потребителей.
- Принадлежности к торговым сетям.
- Наличия распределительного центра.
- Характера оказываемых сопутствующих услуг и постпродажного обслуживания.
- Использования новых технологий.
- Выполнения различных операций в рамках функционального цикла логистики.
Таким образом, все помещения розничных торговых предприятий можно разделить на (рис. 4.3):
- торговые залы;
- складские помещения (для приёмки, хранения и подготовки товара к продаже);
- административно-хозяйственные помещения;
- подсобные помещения;
- технические помещения
- и другие, предусмотренные существующими регламентами и нормами.
Как видно на рисунке 4.3, площадь, занимаемую торговым залом, условно можно разделить на несколько зон:
- Входная / выходная зоны.
- Зона с торговым оборудованием для демонстрации товаров покупателям.
- Зона, занимаемая расчётно-кассовым оборудованием.
- Зоны перемещения покупательских потоков.
Размещение торгового оборудования также имеет свои особенности.
При использовании торговым предприятием линейной системы с продольным размещением торгового оборудования стеллажи с товарами располагаются преимущественно перпендикулярно входящему в зал покупательскому потоку.
Линейная система с поперечным размещением торгового оборудования предполагает размещение стеллажей с товарами преимущественно параллельно входящему покупательскому потоку.
Боксовая система характеризуется делением торгового зала на изолированные друг от друга отделы / секции / павильоны и, как правило, используется там, где торговля осуществляется через прилавок, и в крупных универсамах.
Смешанная система размещения торгового оборудования представляет собой различные сочетания линейной и боксовой систем, зависящие от геометрии торгового зала и структуры торговых секций.
Выставочная система применяется, как правило, при продаже товаров по образцам. Товары размещаются на специальном (нестандартном) оборудовании, образуя демонстрационные композиции.
При свободной системе торговое оборудование размещается в зависимости от поставленных заказчиком задач и возможностей помещений, используемых в качестве торгового зала (дизайнерские решения).
Выбор системы размещения торгового оборудования в торговом зале и формы организации расчётов зависит и одновременно влияет на направление покупательских потоков. Торговое предприятие заинтересовано в том, чтобы покупатель смог ознакомиться с большинством предлагаемых товаров вне зависимости от того, за чем именно он пришёл. Для этого применяется деление площади, занимаемой торговым залом, на секции. Стеллажи и товары на них располагаются исходя из правила: «Чем лучше виден товар, тем больше вероятность, что его купят».
Размещение товаров в местах наиболее интенсивного потока покупателей повышает вероятность покупки, в том числе и незапланированной.
Размещение товаров на /в торговом оборудовании в торговом зале следует осуществлять с учетом следующих требований:
- Постоянно следить и осуществлять контроль за поддержанием полочного запаса. При его формировании необходимо учитывать срок годности и внешний вид товаров, размеры стеллажей.
- Соблюдать «холодные» и «горячие» зоны.
- Товары импульсивной покупки размещать по высоте стеллажа на уровне глаз, во входной зоне или в расчётно-кассовой зоне.
- Товары целевого для конкретного торгового предприятия спроса размещать в глубине торгового зала – в далеких от входной зоны местах, чтобы потребители могли оценить весь предлагаемый ассортимент.
- Товары хорошо известных покупателям торговых марок располагать под новыми и малоизвестными.
- Товары по наименьшей цене размещать на нижних полках торгового оборудования, чтобы в процессе поиска покупатель смог ознакомиться со всеми представленными в данной категории товарами.
- Предоставлять потребителям необходимую информацию и оказывать сопутствующие процессу выбора товара услуги.
Таким образом, при организации внутримагазинной логистики должны учитываться особенности конкретного торгового предприятия, которые могут быть отражены в товарном ассортименте, занимаемой площади, сегменте потребителей, на который ориентируется торговое предприятие и т.д.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу