Внутримагазинная логистика

Организация внутримагазинной логистики предполагает взаимодействие логистических, коммерческих и маркетинговых служб торгового предприятия с целью оптимизации внутримагазинного материального потока товаров.

Основной целью оптимизации внутримагазинного материального потока является удовлетворение потребностей потребителей. От эффективной организации внутримагазинной логистики зависит товарооборот торгового предприятия.

Большая роль при этом отводится такому маркетинговому инструменту, как мерчандайзинг. С точки зрения применения логистического подхода мерчендайзинг – комплекс мероприятий, осуществляемых в торговой зоне, направленный на увеличение продаваемости какого-либо товара.

Мерчендайзинг включает в себя следующие составляющие:

  1. Планирование торгового пространства.
  2. Размещение товара на полках.
  3. Создание презентабельного внешнего вида товара на полке.
  4. Эффективное использование торгового оборудования.
  5. Организация дегустаций, промо-акций.
  6. Упаковка товаров и т.д.

Планирование торгового пространства, как правило, включает в себя выбор и определение количества необходимого торгового оборудования, его размещение, выкладку товаров, а также анализ перемещения и разработку оптимальных маршрутов потоков покупателей с учётом их потребностей и целей торгового предприятия.

Структура помещений типового розничного торгового предприятия зависит от:

  1. Специализации торгового предприятия.
  2. Ассортиментной политики.
  3. Масштабов деятельности торгового предприятия.
  4. Расположения торгового предприятия относительно поставщиков и потребителей.
  5. Принадлежности к торговым сетям.
  6. Наличия распределительного центра.
  7. Характера оказываемых сопутствующих услуг и постпродажного обслуживания.
  8. Использования новых технологий.
  9. Выполнения различных операций в рамках функционального цикла логистики.

Таким образом, все помещения розничных торговых предприятий можно разделить на (рис. 4.3):

  • торговые залы;
  • складские помещения (для приёмки, хранения и подготовки товара к продаже);
  • административно-хозяйственные помещения;
  • подсобные помещения;
  • технические помещения
  • и другие, предусмотренные существующими регламентами и нормами.

Внутримагазинная логистика

Как видно на рисунке 4.3, площадь, занимаемую торговым залом, условно можно разделить на несколько зон:

  1. Входная / выходная зоны.
  2. Зона с торговым оборудованием для демонстрации товаров покупателям.
  3. Зона, занимаемая расчётно-кассовым оборудованием.
  4. Зоны перемещения покупательских потоков.

Размещение торгового оборудования также имеет свои особенности.

Различают линейную систему с продольным размещением оборудования; линейную с поперечным размещением оборудования; боксовую, смешанную, выставочную и свободную системы.

При использовании торговым предприятием линейной системы с продольным размещением торгового оборудования стеллажи с товарами располагаются преимущественно перпендикулярно входящему в зал покупательскому потоку.

Линейная система с поперечным размещением торгового оборудования предполагает размещение стеллажей с товарами преимущественно параллельно входящему покупательскому потоку.

Боксовая система характеризуется делением торгового зала на изолированные друг от друга отделы / секции / павильоны и, как правило, используется там, где торговля осуществляется через прилавок, и в крупных универсамах.

Смешанная система размещения торгового оборудования представляет собой различные сочетания линейной и боксовой систем, зависящие от геометрии торгового зала и структуры торговых секций.

Выставочная система применяется, как правило, при продаже товаров по образцам. Товары размещаются на специальном (нестандартном) оборудовании, образуя демонстрационные композиции.

При свободной системе торговое оборудование размещается в зависимости от поставленных заказчиком задач и возможностей помещений, используемых в качестве торгового зала (дизайнерские решения).

Размещение расчётно-кассового узла зависит от принятой на торговом предприятии формы организации расчётов: централизованная (расчётно-кассовое оборудование расположено в одном месте, как правило, при выходе из магазина) и децентрализованная (применяется в универмагах, торговых центрах и т.д.).

Выбор системы размещения торгового оборудования в торговом зале и формы организации расчётов зависит и одновременно влияет на направление покупательских потоков. Торговое предприятие заинтересовано в том, чтобы покупатель смог ознакомиться с большинством предлагаемых товаров вне зависимости от того, за чем именно он пришёл. Для этого применяется деление площади, занимаемой торговым залом, на секции. Стеллажи и товары на них располагаются исходя из правила: «Чем лучше виден товар, тем больше вероятность, что его купят».

Размещение товаров в местах наиболее интенсивного потока покупателей повышает вероятность покупки, в том числе и незапланированной.

Размещение товаров на /в торговом оборудовании в торговом зале следует осуществлять с учетом следующих требований:

  1. Постоянно следить и осуществлять контроль за поддержанием полочного запаса. При его формировании необходимо учитывать срок годности и внешний вид товаров, размеры стеллажей.
  2. Соблюдать «холодные» и «горячие» зоны.
  3. Товары импульсивной покупки размещать по высоте стеллажа на уровне глаз, во входной зоне или в расчётно-кассовой зоне.
  4. Товары целевого для конкретного торгового предприятия спроса размещать в глубине торгового зала – в далеких от входной зоны местах, чтобы потребители могли оценить весь предлагаемый ассортимент.
  5. Товары хорошо известных покупателям торговых марок располагать под новыми и малоизвестными.
  6. Товары по наименьшей цене размещать на нижних полках торгового оборудования, чтобы в процессе поиска покупатель смог ознакомиться со всеми представленными в данной категории товарами.
  7. Предоставлять потребителям необходимую информацию и оказывать сопутствующие процессу выбора товара услуги.

Таким образом, при организации внутримагазинной логистики должны учитываться особенности конкретного торгового предприятия, которые могут быть отражены в товарном ассортименте, занимаемой площади, сегменте  потребителей, на который ориентируется торговое предприятие и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)