Внешняя организация сельской школы

Перехожу к внешней организации школьного дела в наших деревнях и селах и к его материальной обстановке. В этом отношении наши сельские училища представляют крайнее разнообразие. У нас существуют училища министерские.


Содержание которых почерпается изГосударственного казначейства при значительной прибавке из местных средств; училища земские, содержание которых в большей или меньшей мере участвуют местные крестьянские общества – волости или приходы; училища волостные или приходские, пользующиеся более или менее щедрою поддержкою от земства; наконец, училища, исключительно или преимущественно содержимые на средства частных лиц.

Училища, обеспеченные принадлежащим им капиталом, составляют весьма редкое исключение. Денежная помощь, оказываемая Государственным казначейством сельским школам, не министерским, совершенно ничтожна. Это разнообразие отрадно и поучительно. Оно свидетельствует о сильной потребности в элементарном образовании, изыскивающей все средства для своего удовлетворения; оно дает нам возможность исподволь собирать данные для будущей, окончательной организации нашего школьного дела.

Прежде всего, конечно, нужно сказать несколько слов об училищах министерских: они именуются образцовыми и предназначены служить типом для всех прочих сельских училищ. Таким высоким назначением этих учебных заведений, конечно, объясняется их чрезвычайная дороговизна. Учреждаются они не иначе, как при пожертвовании под училище десятины земли и при ежегодном взносе из местных средств не менее 400 рублей – суммы, достаточной для содержания без всякого участия министерства вполне благоустроенного училища, находящегося в ведении и под контролем жертвователей.

Учреждение двухклассного училища требует еще больших пожертвований от местного населения. Эти издержки были бы, разумеется, ничтожны, если бы в министерских училищах мы имели перед собою образцы, которым было бы желательно и возможно подражать. У нас существуют сельские министерские училища двуклассные и одноклассные.

Первые образцами служить не могут, ибо открывать двухклассные училища неминистерские не разрешается. Подражание одноклассным министерским училищам нежелательно.

Основаны эти училища в предположении, что учение в сельской школе может продолжаться большую часть года, прерываясь совершенно лишь на шесть недель. Курс в этих училищах трехлетний. В первые два года полагается по три часа уроков в день, в третий – по четыре. Но действительное учебное время у нас обнимает семь месяцев (от 1 октября по 1 мая), из коих выпадает один месяц на Святки,Страстную и Святую недели.

Интересно
В такие сроки и при таком количестве учебных часов сообщить ребенку средних способностей прочную грамотность невозможно. Из министерских училищ исключены девочки, которым удается врываться в прочие, не образцовые школы. Это обстоятельство не может внушить сочувствия к образцовым. Наконец, в министерском училище учит воспитанник учительской семинарии, совершенно отчужденный от родителей своих учеников, совершенно от них независимый, человек казенный, не ведающий иного надзора, иного контроля, как со стороны учебного начальства, не имеющего физической возможности сверх обязательного приезда на торопливый экзамен посетить училище более одного раза в год.

Представляют ли эти данные какое-нибудь ручательство в успехе? Не нужно ли, напротив, стечение совершенно исключительных обстоятельств для того, чтобы учение, организованное таким образом, давало какие-либо ощутимые результаты? Да, подражание нашим образцовым училищам нежелательно. Нежелательно и их размножение. Та доля пользы, которую они несомненно приносят, указывая нам, как не следует устраивать сельскую школу, служа, как говорят немцы, als abschreckendes Beispiel, вполне достигается наличным их числом.

Это обстоятельство так важно, что, может быть, требует более точного разъяснения. Наши сельские училища до сих пор крайне бедны, и этим затрудняется привлечение в них хороших учителей. Эта бедность зависит от того, что земства, по вышеизложенным причинам, не могут тратить на них значительных сумм, а крестьянские общества на первых порах облагают себя на содержание школы в крайне ограниченных размерах, – огромное же большинство наших сельских училищ существует с весьма недавнего времени. Те же самые крестьяне готовы заплатить каждый в десять раз больше учителю, который учил бы ребят в их деревне.

Зажиточный крестьянин нередко платит и в сто раз больше грамотею, которого он нанимает для обучения своих детей. Количество денег, тратимое крестьянами на этот предмет, уже теперь было бы достаточно, чтобы содержать в каждом приходе порядочную школу.

Причина этого явления вполне понятна. Чем более родители чувствуют себя хозяевами в обучении своих детей, чем менее предвидится по этому предмету дополнительных хлопот и издержек, тем более они расположены жертвовать на этот предмет. Отсюда на первых порах предпочтение, оказываемое ими деревенской школе перед приходскою, приходской – перед волостною.

Трудно брать на себя поголовный равномерный взнос на совершенно неравномерное удовлетворение одной и той же потребности. Иметь школу в версте или в двадцати верстах от своего дома – две вещи совершенно разные. Понятно, что такой взнос при возникновении новой школы в большинстве случаев не может быть значителен.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)