Возродившиеся школы грамотности

На днях мною получено по почте 300 рублей на «нужды народного образования», как значится в приложенной анонимной записке. Едва ли я ошибся, узнав в ней почерк одного из бесчисленных корреспондентов, лично мне не знакомых, но за прежние школьные труды продолжающих питать ко мне сочувствие, подобное молитвенной памяти о давно умершем сотруднике.

Как бы то ни было, отсутствие подписи возбраняет мне выразить мою признательность по адресу предполагаемого благодетеля и вынуждает меня для этого прибегнуть к посредству печати.

Признательность же эта, искренняя и глубокая, не может удовольствоваться этим голословным заявлением и требует нескольких пояснительных строк. Прекращение за летами и недугами моей личной школьной деятельности совпало с небывалым подъемом и расширением дела начальных школ. К школам – министерской и земской, коим служил я по мере своих сил, присовокупилась обновленная школа церковная в разнообразных ее формах и степенях.

Быстро растет вокруг меня толпа учащихся, быстро размножается количество тех сотрудников – из духовенства, из крестьянствующего крестьянства, – коих я всегда искал и пытался создавать, сознавая, что делу они могут служить и лучше, чем дано это мне. Помогать же всему этому личным трудом я уже не в силах.

Всего отраднее, всего новее при глубокой своей древности тип возродившейся школы грамотности с учителем – молодым местным крестьянином, достигшим грамотности более сознательной и полной, чем его сверстники-грамотеи. До сих пор лишь счастливая случайность или близость слишком редких двухклассных министерских школ создавала таких учителей. Ныне размножение их обеспечено в будущем устройством второклассных школ духовного ведомства.

Эти-то учителя, доступные всякой крупной деревне, и являются ныне доблестными рядовыми нашего разрастающегося войска. Само собою разумеется, что успех их деятельности немыслим без постоянного и авторитетного руководства со стороны лиц образования более высокого. Руководители же эти повсюду налицо.

Это – священнослужители местной церкви, и руководящий надзор им вполне посилен. Редкий приход сверх школы при церкви нуждается более чем в двух-трех школах грамотности. Средства на содержание таких школ находятся повсюду, ибо вознаграждение учителей школ грамотности исчисляется не сотнями, а десятками рублей, и такое вознаграждение вполне их удовлетворяет, если они учат в родной своей деревне, не отрываясь ради учительства от своего хозяйства.

Интересно
Но есть одна издержка по школам грамотности, которая часто встречает препятствия неодолимые. Заурядные избы, в коих повсюду первоначально помещались эти школы, становятся слишком тесными, и переполнение их заставляет часто отказывать в приеме части желающих учиться. Такой отказ именно ныне особенно прискорбен, потому что к мальчикам в возрастающем количестве присоединяются девочки, и близко то время, когда нам придется иметь дело с двойным против прежнего количеством учащихся.

Почти повсюду поднимается вопрос об устройстве для школ грамотности особых помещений, просторных и светлых, но почти повсюду средств на это не хватает. Разумеется, делаешь что можешь, чтобы помочь горю. Но не всегда возможно все то, что нужно. В настоящую минуту за крупными постройками истекающего года было мне совершенно невозможно уделить именно 300 рублей на постройку, необходимую для переполненной школы грамотности.

А деньги нужны были немедленно: ведь лес вывозится зимой. И вот – эти 300 рублей налицо, благодаря чуткой внимательности далекого благотворителя. Но об этой школе стоит сказать два слова. Помещается она в деревне крупной, дворов в семьдесят. Таковые в уезде нашем – редкость. Деревню эту я помню работящею и зажиточной. Издавна славилась она своими плотниками. В начале шестидесятых годов в ней уже существовала школа старого типа. Но к концу десятилетия школа закрылась, и в деревне открылся кабак.

Благосостояние ее стало быстро падать, и она наконец дошла до самого жалкого положения материального и нравственного. Долго и тщетно уговаривал деревенцев закрыть этот кабак энергичный молодой священник. Удалось ему поставить на своем лишь посредством обещания открыть в деревне школу, как только будет закрыт кабак. Этот аргумент подействовал, и священник сдержал слово при усердном моем содействии.

Учебное дело он обставил прекрасно, поручив его двум лицам: молодому крестьянину, весьма грамотному и неутомимому труженику, и своему диакону, бывшему учителю и изрядному певцу, который  ежедневно проводит в школе несколько часов.
Прибавлю, что над этою нашею затеей многие смеялись, так как деревня находится лишь в трех верстах от церкви, при которой имеются две школы – одна для мальчиков, другая для девочек.

Иные говорили, что новая школа будет пустовать, другие – что опустеют старые. Ничего подобного не случилось. В старых школах количество мальчиков продолжает колебаться около 60, девочек – около 30, в новой же школе учеников 43, лишь потому, что поместить больше физически невозможно.

При просторном помещении количество это сразу повысится, тем более что учителя не ограничиваются двухлетним курсом, а желающих приготовляют к экзамену на льготу по воинской повинности. Пение установилось твердо.

В скором времени ученики будут в состоянии петь в церкви всенощную (пение на литургии издавна исполняется прекрасным хором при девичьей школе). С заменой кабака школой деревня подобралась и затихла, и пьянство сразу значительно уменьшилось. Нет сомнения, что скоро станут очевидными для всех благие последствия, материальные и нравственные, этой перемены, последствия, уже ныне заметные близкому наблюдателю. Счел долгом довести эти подробности до сведения далекого благотворителя, чтобы он знал, какому живому и живительному делу он оказал столь существенную, столь своевременную помощь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)