Виды внутришкольного контроля

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя.

Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно.

Обязательный тематический контроль может быть в связи с выделенной в учебном году методической проблемой, необходимым текущим контролем, например, состояния школьной документации, санитарно-гигиенического состояния помещений и т.д.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяемых при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более 2-3 раз в учебном году.

При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

В программу фронтальной проверки методического объединения (МО) включаются следующие направления деятельности МО: организационная работа (планирование, протоколы заседаний МО, методические материалы, разработанные в рамках деятельности МО и др.); участие в разработке общешкольной методической темы; реализация на практике, тех задач, которые решаются в процессе работы МО; влияние работы МО на качество педагогического процесса; внеклассная и внешкольная работа.

При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например, при проведении аттестации изучаются все направления его работы – учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.

Для осуществления фронтальной проверки обычно комиссия посещает у учителя 6-10 уроков. Учитель не может подвергаться фронтальной проверке более одного раза в год.

В программу фронтальной проверки деятельности учителя может быть включены следующие объекты: подготовка к урокам и внеклассным мероприятиям (тематическое и поурочное планирование, план воспитательной работы); выполнение учебных программ; качество уроков; использование современных образовательных технологий; учебные достижения учащихся; контроль результатов учебной деятельности; воспитание учащихся в педагогическом процессе; ведение школьной документации (классного журнала, проверка дневников, тетрадей); работа с родителями; самообразование.

Обоснованием фронтального контроля могут быть следующие причины: низкое качество знаний в целом по школе или какому-либо предмету; апробирование нововведенного предмета, новых учебников, плановое обобщение состояния преподавания отдельного предмета и др.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие формы контроля:

  • персональный контроль предполагает оценку деятельности отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим или фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении. Такой вид контроля в основном используется для оказания действенной помощи педагогам или же для обеспечения должной требовательности к работе (например, контроль за проверкой тетрадей, организацией домашнего задания, проведением факультативных занятий и др.). К методам персонального контроля относятся: беседа с учителем, изучение документации, посещение и анализ уроков, изучение продуктов деятельности учащихся, собеседование и др.;
  • классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Целью данного вида контроля выступает изучение состояния учебно-воспитательной работы в одном из классов. Проверяющий при таком виде контроля в течение нескольких учебных дней присутствует на всех уроках в одном и том же классе. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе; система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения; развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся; динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года; состояние дисциплины и культуры поведения учащихся, посещаемости уроков и др. Методы классно-обобщающего контроля обеспечивают достижение его задач и включают, например, контрольные срезы, тестирование, анкетирование, комплексная проверка ученических тетрадей, дневников и др.;
  • предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представители как администрации, так и методических объединений школы. В качестве объектов контроля выступают: календарно-тематическое планирование по учебному предмету, выполнение образовательных стандартов, учебных планов и программ; качество преподавания, результаты учебной деятельности по предмету, внеклассная работа по предмету, документация (классный журнал, тетради), методическое обеспечение и динамика его пополнения и др.;
  • тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения; развитие познавательных интересов учащихся; формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.;
  • комплексно -обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Его целью выступает изучение состояния педагогического процесса в параллельных классах. Одновременная проверка качества преподавания на параллели позволяет провести сравнительный анализ деятельности педагогов и выявить адреса передового педагогического опыта. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

Выбор формы и вида контроля зависит от состояния педагогического процесса и от конкретной целевой установки, определяется особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, посещение и анализ уроков, сравнительный анализ тетрадей и дневников учащихся, диагностические методы, позволяющие получить необходимую объективную информацию.

Результаты контроля оформляются в виде справок, протоколов, служебных записок, приказов по образовательному учреждению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)