Виды и классификация предприятий сервиса

В соответствии с российским ГОСТ 50646–94 «Услуги населению.

Термины и определения» услуга (service) – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Исполнитель – предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю. В качестве производителей услуг выступают коллективы, конкретные работники предприятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, менеджеры и предприниматели.

Потребитель – гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Потребителями услуг являются покупатели, клиенты, заказчики, посетители, пользователи.

Услуга – основной и главный объект сервиса, при этом можно выделить целый комплекс составляющих услуги, каждый из которых, в свою очередь, также может являться объектом изучения и управления, а в целом составлять единую систему сервисной деятельности.

Однако в ряде случаев при проведении комплексной экспертной оценки возникает необходимость ввести дополнительные объекты, к которым относятся сырье, материалы, полуфабрикаты; документы; технологические процессы, ценообразование услуг; правила обслуживания и т.д.

Виды сервиса иллюстрирует схема, изображенная на рис. 2.

Виды и классификация предприятий сервиса

Совокупность услуг, предоставляемых сервисными организациями, подразделяется на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности.

В качестве наиболее общих классификационных признаков услуг выступают назначение, конечные результаты основной услуги, характер оплаты, степени значимости для потребителя. Классификация услуг отражается в классификаторах, которые позволяют решать различные народнохозяйственные задачи.

В настоящее время в экономической литературе и классификаторах применяются различные новые критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг.

Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью1, что представлено на рис. 3. Различия услуг вызваны их характером, целевым назначением и способом оплаты.

Виды и классификация предприятий сервиса

Функциональная классификация предприятий сервиса по видам деятельности предполагает деление на пять групп:

  • производственные – техническое обслуживание производственного оборудования;
  • потребительские – поддержание в нормальном состоянии жилья и предметов находящихся в нем;
  • профессиональные – страховые, финансовые, банковские, рекламные;
  • распределительные – транспортно-экспедиционные, услуги связи, торговли;
  • услуги личностного характера – непроизводственные (парикмахерские, фотоателье и т.д.).

Эффективность работы сервисного предприятия зависит от форм и методов обслуживания потребителей. Форма обслуживания – это разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей.

Интересно
Современные формы обслуживания приближают услугу к потребителю, сокращают время обслуживания, создают удобство потребления услуг. Обслуживание потребителя в стационарных условиях выполняется в помещении сервисной организации в зале или в салоне обслуживания.

В стационарных условиях оказываются как материальные, так и социально-культурные услуги. При оказании услуг общественного питания, гостиничных услуг, услуг по изготовлению изделий стационарная форма обслуживания является наиболее удобной и часто единственно возможной формой исполнения услуг. Основными методами обслуживания потребителей в стационарных условиях являются обслуживание специалистом по сервису и самообслуживание.

Обслуживание с выездом на дом наиболее удобно для потребления. Такая форма обслуживания используется при оказании услуг по ремонту бытовых крупногабаритных машин и приборов. Выезд на дом специалиста по сервису осуществляется на основе заказа в приемном пункте. Бесконтактное обслуживание не предполагает непосредственного общения потребителя и исполнителя услуги. Обслуживание с использованием обменных фондов товаров основано на срочном обмене неисправного бытового прибора на аналогичный отремонтированный прибор с оплатой стоимости ремонта.

Обслуживание потребителей в стационаре и с выездом на дом может выполняться на основе абонемента на обслуживание, который покупатель покупает на определенный срок. Развитие научно-технического прогресса породило новые виды услуг, связанные с передачей, обработкой и анализом информации (услуги беспроводной связи, интерактивной связи).

Существенную роль в повышении качества сервиса играют услуги обслуживания, среда в зоне обслуживания: интерьер здания, в котором размещается сервисная организация, оборудование, микроклимат помещений, внешний вид обслуживания персонала и его профессионализм.

Современный процесс обслуживания основывается на анализе потребностей человека в индивидуальных услугах, диагностике и моделировании процесса обслуживания, материальных объектов и услуг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)