Виды, функции и особенности использования средств обучения

Средства обучения – предметы, которые в процессах преподавания и обучения передают научную информацию или представляют ее, а также оказывают воспитательно-эстетическое воздействие на учащихся.

Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса, который вместе с содержанием составляет информационную среду и является компонентом дидактической системы.

Система средств обучения:

  • первичная система – взаимосвязанные средства обучения, необходимые для освоения учебной программы;
  • вторичная система (комплекс средств обучения) – все предметы, учебное оборудование, используемые при изучении конкретной темы, раздела.

Перечень используемых средств обучения определяется его целями, задачами, содержанием и методикой, а также особенностями познавательной деятельности учащихся и усвоения ими материала.

Виды средств обучения:

  1. Объекты окружающей среды (в правовом обучении не применяются).
  2. Действующие модели (машин, механизмов, сооружений) (в правовом обучении не применяются).
  3. Макеты и муляжи (в правовом обучении не применяются).
  4. Приборы и приспособления для учебных экспериментов (в правовом обучении не применяются).
  5. Графические средства (картины, рисунки, схемы, таблицы и т. д.).
  6. Технические средства обучения (ТСО) (видиофильмы, DVD, компьютерные программы и т. п.).
  7. Учебники и учебные пособия.

Перечень не является исчерпывающим: в него вошли только наиболее распространенные виды средств обучения.

Правовые явления не могут быть представлены в виде макетов, моделей, механизмов и т. д. Поэтому в качестве основных средств обучения праву выступают схемы, таблицы, диаграммы, учебные фильмы и т. д.

Существует несколько классификаций средств обучения:

1. По форме существования:

  • материальные (учебники, пособия, мебель, оборудование и др.);
  • идеальные (усвоенные ранее знания и умения, образные представления).

2. По способу использования:

  • динамичные (видео, анимация);
  • статичные (карты, схемы).

3. По особенностям строения:

  • плоские (карты, схемы);
  • объемные (макеты, модели);
  • смешанные (глобус);
  • виртуальные (мультимедийные программы).

4. По характеру воздействия:

  • визуальные (проекции);
  • аудиальные (аудиозаписи);
  • аудиовизуальные (кинофильмы).

Сегодня существует три подхода к разработке и использованию средств обучения:

  1. Средства обучения не влияют на качество усвоения знаний, они создают комфорт в процессе обучения, но без них можно обойтись.
  2. Абсолютизация средств обучения – от них зависит все.
  3. Средства обучения необходимо рассматривать в системе деятельности педагога и воспитанника и использовать их, исходя из принципа достаточности и необходимости.

Функции средств обучения: наглядность, информативность, компенсаторность (облегчение процесса усвоения), адаптивность, интегративность (формирование целостного представления о предмете), увеличение объема передаваемой информации, оптимизация процесса обучения.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: обычно они влияют на становление тех или иных качеств личности учащихся в совокупности.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что у педагога имеется возможность демонстрировать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.

ТСО по-новому, нежели печатные пособия, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы учащихся; создают при определенных условиях эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний.

Обучение на базе компьютерных технологий – это вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

В процессе правового обучения ученик под руководством учителя с помощью средств обучения познает окружающий мир, адаптируется в нем. Следовательно, для него процесс обучения – процесс познания, а его деятельность – познающая.

Учитель права в процессе обучения организует познавательную деятельность учащихся, выступает в качестве источника информации, контролирует и оценивает видимые результаты, корректирует ход процесса обучения, непрерывно воспитывает ребят и т. д. Наглядные средства обучения незаменимы, когда необходимо чувственное восприятие изучаемых явлений и объектов.

Но этот образ субъективный, в нем отражается лишь внешняя сторона явления. Задача правового обучения – опираясь на чувственно-наглядный образ, подвести учащихся к осознанию глубинной сущности правовых явления, что связано с абстрактным мышлением и требует введения и использования абстрактных понятий.

Наглядные средства обучения обеспечивают постоянную связь мышления с наглядными образами, выполняя три основные функции:

  • познавательную – обогащают процесс мышления новыми деталями, утраченными в абстрактных понятиях, и помогают раскрыть внутренние свойства изучаемого явления;
  • управление познавательной деятельностью – способствуют оптимальному усвоению представлений, законов, понятий, теорий, формированию умений и навыков у учащихся в соответствии с учебной программой, знакомят их с научными методами и способами применения знаний на практике;
  • увеличение возможностей учителя как воспитателя, источника информации, организатора и контролера.

В целом все средства обучения выполняют следующие функции:

  • мотивационную и стимулирующую;
  • информационно-экспозиционную;
  • аппликационную (т. е. помогают обрабатывать информацию об объектах реальности);
  • упражнения (т. е. развивают умения и навыки);
  • контроля и оценки.

То, насколько эффективны будут средства обучения, зависит от их педагогического и технического качества, от профессиональной подготовки учителя права, от условий, в которых данные средства обучения применяются.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – обучающиеся в процессе усвоения новых знаний. Некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Интересно
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя права. Они помогают возбуждать и поддерживать познавательный интерес учащихся, делают учебный материал более наглядным, доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу учащихся и позволяют вести ее в индивидуальном темпе.

Средства преподавания можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения. Например, при объяснении логически сложной темы полезно сопровождать рассказ демонстрацией презентации или видеосюжета. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организовано: человек лучше запоминает то, на чем был зафиксирован его взгляд.

Высокие требования предъявляются к поведению преподавателя во время демонстрации. Он должен стоять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть весь класс. При этом учитель должен одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося.

Показывать элементы следует указкой (рекомендуется лазерная указка, ее свет будет хорошо виден невооруженным глазом практически при любом уровне освещенности), следя боковым зрением за правильностью ее движения. Неправильное поведение преподавателя может спровоцировать шум и другие нарушения дисциплины, осложнить восприятие материала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.

При использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру. Так, отсутствие или недостаточное количество наглядных средств обучения снижает качество правовых знаний, уменьшает познавательный интерес учащихся, затрудняет образное восприятие материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение. Оптимальным считается 4–5 демонстраций за занятие при изучении трудной темы, считая средства для самостоятельной работы и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест. Если они имеют небольшие размеры, то необходимо организовать их теневую проекцию, оптическое увеличение изображения, использовать раздаточный материал либо пересадить учащихся на время демонстрации за первые столы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)