Виды деятельности

В психологии выделяют разные виды деятельности. Игра, учеба, труд, творчество считаются основными.

Игровая деятельность. Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них является игра.

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.

Особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, а с другой стороны — ряд моментов деятельности носит условно-символический характер, позволяющий отвлекаться от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами.

Другой специфической особенностью игрового поведения является то, что его цель — сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

Исследования показывают, что у ребенка игра служит, прежде всего, формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Как таковая она связана с функциональным удовольствием. Ее побудителем является потребность в активности, а источником — подражание и опыт.

Играют не только дети, но и взрослые.

И игра имеет разные виды:

  • предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);
  • ролевая игра (игра, в процессе которой играющие договариваются о ролях и их функциях);
  • игра по правилам (когда есть требования=правила, которым играющие должны подчиняться).

Учебная деятельность. Учебная деятельность — это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

Учебная деятельность включает в себя:

  • усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации тех или иных видов практической деятельности (продукт этого процесса — знания);
  • освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса — навыки);
  • овладение способами использования указанной информации для осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт этого процесса — умения).

Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности — создать у обучающегося сознательные мотивы усвоения определенных знаний, умений, навыков.

В рамках учебной деятельности важно рассмотреть процессы обучения и воспитания.

Основные средства с помощью которых осуществляется обучение и воспитание это подход и объяснение, поощрение и наказание, постановка задач и предъявление требований, проверка и исправление.

Как и любой вид деятельности, учебная деятельность имеет многоуровневое строение и включает в себя ряд компонентов — действия, операции, условия, потребности, мотивы, задачи.

Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками, умениями, но и формирует у него умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом, учение подготавливает человека к трудовой деятельности.

На современном этапе развития общества лучшие в своем деле профессионалы используют такие подходы к обучению — как обучение в течение жизни (непрерывное обучение) и самообучение.

Творческая деятельность.

Творческая деятельность — очень многоуровневый вид деятельности человека, под которым понимается следующее:

  • создание чего-то нового, чего не было раньше (в любой сфере деятельности — от социальной работы до космической отрасли; от садоводства — до фитнеса; от методов управления — до методов обучения);
  • художественная творческая деятельность (связанная с любым видом искусства);
  • улучшение уже имеющихся продуктов или условий жизнедеятельности.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность — это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Это ведущая, главная деятельность человека.

Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)