Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
Все компоненты деятельности, за исключением собственно действий, непосредственно и преимущественно влияют на развитие личности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (обеспечивающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Это свидетельствует о том, что влияние указанных компонентов деятельности на человека имеет личностный характер. Они, в свою очередь, приводят к соответствующим изменениям проявлений человека в деятельности (поведенческим изменениям). Другими словами, личностные изменения под воздействием компонентов деятельности имеют первичный характер, а поведенческие — вторичный.
Собственно действия по ее реализации способствуют определенным изменениям в знаниях, умениях и навыках человека. Такие изменения по своему характеру можно назвать «поведенческими». Они стимулируют развитие качеств личности, обусловливающих неэффективность ее практической деятельности. Первичным влиянием практических действий человека является его поведенческое изменение, а вторичным — личностное.
Изложенное показывает, что всякая деятельность (кроме однообразной) меняет личность исполнителя. Спектр таких изменений исключительно широк. Они могут носить прогрессивный (от нем. ргоgressiv — движение вперед, успех — постепенно усиливающийся, возрастающий) или регрессивный (от нем. regressiv — возвращение, движение назад — упадок в развитии чего-нибудь, движение назад,’ противоположное прогрессивному) характер. Прогрессивное изменение человека вследствие профессиональной деятельности — это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обеспечивающее, его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям. Регрессивное — это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной
деятельности, ее результативности, другим людям.
Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенческое изменение различно не только по направленности, но и по интенсивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большие перемены происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности человека. Он становится другим по уровню профессионализма (умению выполнять эту деятельность), отношению к себе, объекту и самой деятельности, другим людям и пр. Характер и интенсивность изменений зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.
Выделяются профессиональная, педагогическая, социально-педагогическая, социально-реабилитационная и другие виды деятельности.
Профессиональная — специально организованная и регламентированная деятельность специалиста с применением определенных средств и направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата.
Педагогическая — особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельным действиям в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Социально-педагогическая — деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат.
Социальная — это особый вид профессиональной деятельности, направленной на решение социальных проблем объекта (клиента). Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятельности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждающийся в помощи специалиста; средством — экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника.
Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более, сложный, целенаправленный, организованный, регламентированный характер. В зависимости от назначения специфики организации, регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности она имеет количественный и качественный характер.
- Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям
- Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу