Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию. Термин «реадаптация» (от лат. re. приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие и adaptatio — приспособление, прилаживание) означает восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности. Реадаптация человека рассматривается как процесс, проявление и результат.
Следует выделять выражение — «реабилитационная деятельность». Это комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей. По мнению многих ученых, реабилитация является этапом, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляция социальной активности человека (трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение), специальная педагогическая, психотерапевтическая работа с клиентом и его родственниками. Реадаитированный — человек, преодолевший дезадаптацию.
По отношению к группе наблюдается такое явление, которое можно назвать «коадаптация» (от лат. со… — приставка — вместе и adaptare — приспособлять) — общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям.
Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помогая ему усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и правила, приобретать или терять социальный опыт. В зависимости от того, какой социальный опыт теряется, дезадаптация и реадаптация носят позитивный или негативный характер. Данный факт должны учитывать и педагогически целесообразно использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели.
Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения. По своей сущности иная обстановка способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного.
В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию специально создают для организации перевоспитательной работы с детьми и подростками. Однако сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной среды.
- Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям
- Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу