Вавилон

Интерактивная имитационная игра «Вавилон» разработана в Московском институте химического машиностроения. Каждый из участников игры выступает в роли мифического правителя одного из государств прошлого: Вавилона, Бактрии, Ниневии, Флавии, Астении, Мидии (их число обычно устанавливается равным 4 — 6).

Каждое государство в начале игры обладает одинаковыми ресурсами, имея 100 воинов, 1000 рабов и 10 000 мешков зерна. Задача правителя состоит в том, чтобы разумной политикой, ведя переговоры и заключая контракты и протоколы о намерениях, а так-же ведя войны, умножать богатства своего государства. Игра «Вавилон» имеет своей учебной целью проверку комму-никативных способностей обучаемых.

Как правило, в ней побеждают те, кто лучше умеет договориться, убедить другого в необхо-димости совместных действий, доказать ему целесообразность предлагаемой стратегии поведения и пр. Эта игра – своеобразный тест для обучаемых на умение общаться, сформулировать активную жизненную позицию и найти пути реализации провозглашенных принципов, так как в ней моделируются переговоры.

В игре «Вавилон» также имеется только одна роль – правителя государства. Здесь, как и в «Робинзоне», модели управляющей си-стемы и объекта управления исключены и остается только модель придуманной разработчиком среды. Каждый правитель вступает в очередной этап игры со своими ресурсами, преследуя ролевую цель.

Общей цели у всего игрового коллектива также нет, игроки взаимодействуют лишь при ведении переговоров, когда каждый участник принимает свое решение, то есть на очередном этапе игры имеется набор решений, которые принимаются в условиях неполноты (неопределенности) информации о намерениях других участников.

В игре установлены правила, по которым в зависимости от принятых решений перераспределяются ресурсы. Можно заключать любые договоры со всеми государствами. Воевать можно только с соседями (каждое государство имеет толь-ко двух соседей: справа и слева). 106 Нарушать договоры не разрешается.

В случае войны наступаю-щие и обороняющиеся несут потери- по 10% от числа наступавших и, соответственно, оборонявшихся воинов. Если наступавшие имели численный перевес: К пер.= (В наст./В обор.) больше 1, то они получают трофеи.

Величина трофеев подсчитывается следующим образом (тр – тро-феи, пер. – перевес, обор. – оборона): Рабы: Р тр. = ОД К пер. х Р обор; Зерно: 3 тр. = 0,1 К пер. х 3 обор. Игра проходит так. В первый год, имея одинаковые ресурсы, правители заключают договоры с любой из стран – участниц игры. Содержание договоров (например, между Вавилоном и Астенией) другим участникам не сообщается.

Правители могут, скажем, об-менять некоторое число своих рабов на определенное число вои-нов (чтобы впоследствии напасть на соседа), могут заключать до-говор о ненападении, о дележе трофеев и т.п.

Затем каждый правитель заполняет декларацию своего государства на первый год, в которой указывает свои наличные ресурсы, появившиеся в результате переговоров. Также указывается, сколько воинов остается в обороне для за-щиты своего государства, а сколько отряжается для нападения на другое государство (если это решено правителем).

После этого уча-стники игры знакомятся со всеми декларациями, подсчитываются потери и трофеи и устанавливаются ресурсы каждого государства по состоянию на начало второго игрового года. Далее процедура повторяется.

Всего проводится 4-5 этапов. Как видим, и в этой интерактивной имитационной игре правильное решение можно принять лишь при условии эффективного взаимодействия. В то же время сам сценарий не предусматривает механизма обучения взаимодействию.

Игра по сути своей — интерактивная (осуществляется в режиме коллективно-го взаимодействия), а построена исключительно на экономических расчетах, на выборе эффективной стратегии выживания.

Следовательно, на такой игре без целенаправленного психологического сопровождения, обучаемые также осваивают лишь экономическую теорию, развивая коммуникативную компетентность.

Анализ результатов проведения таких игр (на которых участники зачастую не слушали друг друга, перебивали, пытались пере-кричать, давили на партнеров и демонстрировали отсутствие умения договариваться) позволяет сделать вывод о необходимости обучения коммуникативной культуре (как вербального, так и не-вербального характера) взрослых игроков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)