Уставщический религиозный тип личности

Уставщический тип религиозной жизни, который остался и был привит Церкви еще с допетровских времен. В этой Церкви с особой тщательностью сбережены все атрибуты церковного убранства, кроме живой души самой Церкви, кроме ее таинственной Богочеловеческой жизни. В ней осталась одна форма, стремление предать дух форме, любовь – уставу положенного, дозволенного, блюдомого. Нравственный облик «уставщика» устремлен и подпитан жаждой абсолютной духовной устроенности, полному подчинению внутренней жизни внешней, разработанному до мельчайших подробностей ритму. Внешний же ритм охватывает собою подробности быта, постов, церковного круга богослужений и т.п. Он зажигает лампады, когда это положено; он правильно творит крестное знаменье.

В определенный момент богослужения он становится на колени, в определенный момент кланяется, крестится. И вместе с тем ему почти все равно, если читаемое непонятно, если оно читается скороговоркой. Для него важно не понятие и духовное восприятие сказанного на службе, а степень достижения известной благочестивой атмосферы. Форма, конструкция службы зачастую затемняет у него внутреннее содержание отдельных молитв. Духовная жизнь такого человека разработана во всех мелочах. Он знает способы приводить себя в определенное состояние, которое сопровождается техникой правильного дыхания и положения тела при молитве, когда ноги должны быть в холоде или тепле и т.п.

На этом пути можно достичь действительно очень многое – огромной внутренней дисциплины, власти над собой и другими, даже своеобразного подзаконного вдохновения. Основной мотив его деятельности (в частности, деятельности, связанной с благотворительностью и милосердием) связан не с внутренним порывом или горячим желанием помочь ближнему, а с тем, что эта деятельность предписана, что она входит в общий ритм его жизни, она является частью некоего уставщического понимания вещей. В этом смысле у него очень развито чувство долга, послушание.

Отношение к человеку определяется взятым на себя послушанием, а не непосредственной любовью к нему. Этот принцип бесконечного повторения правил, слов, жестов исключает всякое творческое напряжение; оно противоположно пророчеству и созиданию. Его дело хранить и повторять, а не ломать и строить.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)