Уровни анализа трудовой деятельности

Е.М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности:

  • Нормативно-параметрический уровень.

Характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…).

  • Морфологический уровень.

Сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.

  • Функциональный уровень.

Здесь интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

Также, рассматривая трудовую деятельность как систему, В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа:

  • Личностно-мотивационный уровень.

Общественная значимость профессии; личностная значимость.

  • Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности.

Тут выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются “операторы”); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: операторы (как исполнительные действия) и соответствующие им ПВК человека.
  • Информационный уровень.

Тут выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

  • Структурно-функциональный уровень.

На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный “вес” отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

  • Индивидуально-психологический уровень.

Он предполагает выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.
В итоге, по мнению В.Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие “индивидуальный стиль деятельности”.

Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е.А. Климов:

  • Уровень деяний.

Целостная деятельность в единстве с личностью; деяние – как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

  • Уровень действий.

“Действие – совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели”).

  • Уровень макроэлементов действия.

Сспособность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

  • Уровень микроэлементов действия.

Это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)