Управляемость — комплексный критерий эффективной деятельности субъекта предпринимательства

Эффективное управление — это не просто важнейший вопрос современного предпринимательства, это пока еще никем не изученный и не разъясненный четко предмет. По другим прикладным дисциплинам уже накоплены знания и написано множество книг.

Стратегическое планирование настолько изучено, что уже не может считаться
интеллектуальным вызовом для образованного руководителя. Обратитесь в консалтинговую компанию и для вас разработают любую стратегию. Развитие лидерских качеств? Инновации? На эти темы издано множество книг.

Нет недостатка в инструментах и методиках, призванных помочь руководителю добиться исполнения задуманного: широко освещены создание эффективной организационной
структуры и системы стимулирования сотрудников, проектирование бизнес-процессов, планирование карьеры сотрудников, преобразование организационной культуры и т. д.

Мы часто встречаем руководителей, недовольных тем, что данные ими обещания не подтверждаются результатами работы их компаний.

Они жалуются, что проблема заключается в ответственности — люди не выполняют того, что должны сделать для реализации планов. Они отчаянно стремятся что-либо изменить, но что именно надо менять – они не знают», — пишут Л. Боссиди и Р. Чаран.

Авторы настоящей книги, обладающие значительным опытом управления большими и малыми коллективами, разделяют эту точку зрения: эффективное управление оценивается только через осуществимость управленческих решений (это рекомендует и А. И. Пригожин). А это не что иное, как управляемость.

В научной школе «Методологические проблемы эффективности инвестиционно-строительных комплексов, как самоорганизующейся и самоуправляемой системы» при Санкт-Петербургском
архитектурно-строительном университете тема управляемости исследуется с начала XXI в.

Результаты исследования — защита кандидатской диссертации А. Б. Белоусом3 (23.12.2002 г.) под научным руководством А. Н. Асаула и целый ряд публикаций, не утративших свою значимость по сей день.

Так что же такое управляемость?

Управляемость — это реагирование объекта управления на управляющее воздействие. Как считает А. И. Пригожин: «Управляемость может служить одним из интегральных показателей функционирования социальных организаций, эффективности управления ими», то есть это не что иное, как показатель эффективности работы субъекта предпринимательства и качества управления им (качественная характеристика процесса управления).

В научной и справочной литературе под управляемостью часто понимается «норма управляемости»: предельное количество непосредственно подчиненных, которыми может успешно руководить в конкретных организационных условиях один управляющий. С превышением этого предела менеджер перестает удовлетворительно справляться со своими обязанностями и эффективность персонифицированного и организационного управления падает.

Степень управляемости организации определяется фактическим соотношением в ней управляемых (инициируемых управляющими воздействиями) и неуправляемых процессов (порождаемых возмущающими воздействиями извне).

Норму управляемости В. И. Кнорринг характеризует, как норму управления — экспериментально установленное и организационно оформленное среднее количество сотрудников, подчиненных одному руководителю. Эта норма, по Кноррингу, зависит от сложности
управляемого процесса, знаний и опыта руководителя, оснащенности его труда техническими средствами управления.

А. Файоль, разделив линейное и штабное руководство, предложил следующую количественную характеристику нормы управляемости:

«Норма управляемости — максимальное число работников, подчиненных одному линейному руководителю при условии, что суммарная трудоемкость выполняемых им функций не превышает норматива (8 ч в день, 40 ч в неделю и т. д.)».

Норма управляемости имеет большое значение при построении организационных структур в предпринимательских формированиях.

С ее помощью можно рассчитать численность руководителей и подчиненных, если говорить о стационарных условиях и не рассматривать самоорганизацию.

Управляемость:

1) это показатель, характеризующий способность управляемого объекта положительно реагировать на управляющее воздействие.

Объект управляем качественно и эффективно, если участники самоорганизовавшейся структуры достигают своих целей в установленное время с оптимальными затратами ресурсов. Объект неуправляем, если субъекты производственного процесса не достигают целей, несмотря на оказанное воздействие. Если же они достигают цели с отклонениями или с чрезмерными усилиями — объект плохо управляем;

2) способность субъекта управления осуществлять эффективное управление определенным количеством управляемых объектов.

К сказанному выше можно добавить, что управляемость — это элемент контроля ситуаций, влияющих на процесс управления. Контролируемость ситуации проверяется управленческими решениями, получившими соответствующий отклик со стороны управляемой системы.

Обзор трудов А. И. Пригожина дает следующее определение:

«Управляемость — характеристика управленческих отношений в трудовых организациях».

Означает степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Разумеется, грань эта подвижна и варьируется в зависимости от типа организации, качества управляющего воздействия, особенностей объекта и т. д., однако совершенно исчезнуть она не может.

Это характерно для технических и биологических систем, но еще более касается систем социальных. Управляемость может использоваться как комплексный критерий эффективности деятельности организации. Границы управляемости определяются сложностью управляемого объекта, закономерным расхождением между формальной и неформальной структурами, неполнотой или недостоверностью информации, качеством решений и т. д.

Наиболее адекватный критерий изменения управляемости — осуществляемость управленческих решений. Повышение управляемости обеспечивается обладающими необходимыми компетенциями руководителями за счет улучшения качества управляющих воздействий.

Согласно Толковому словарю под редакцией Д. И. Ушакова: «Компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий». Это означает, что компетентность — личностная характеристика, компетенция — функциональная.

Компетенция (от лат. competo — «добиваюсь, соответствую, подхожу») означает или круг полномочий, прав, обязанностей, предоставленных законом или иным актом конкретному
государственному органу, должностному лицу, или знания и опыт в той или иной области. Соответственно, компетентный специалист, согласно словарю С. И. Ожегова, — знающий.

Компетентность как черта личности заключается в способности правильно оценить ситуацию и принять решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата.

Компетентность — это, прежде всего, комплекс знаний, позволяющих правильно судить о каких-либо процессах или явлениях. Однако, определяя компетентность в тех или иных областях, необходимо достаточно строго очертить круг вопросов, их границы и пределы. Компетентность — не врожденное качество человека. Она развивается и углубляется в результате работы над собой, образования и самообразования.

Приведем некоторые определения этого понятия в современных словарях иностранных слов:

  • компетентность (лат.) — способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу;
  • компетенция — знания, опыт, осведомленность в какой-либо области. Компетентность — свойство компетентного. Компетентный — 1. Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области. 2. Обладающий компетенцией;
  • компетентность — обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о чем-либо; веское авторитетное мнение. Компетенция — круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Таким образом, компетенция обозначает результат познавательной деятельности, знания и опыт человека в какой-либо сфере, а компетентность — способность, умение личности, обладающей этими знаниями и опытом, применить их в какой-либо области знаний или деятельности.

Оба эти термина широко используются в современной научной и методической образовательной литературе для обозначения качественного показателя уровня знаний и умений учащихся или
специалистов. Качество профессиональной деятельности принято определять термином «квалификация».

Как отмечают специалисты в области управления эффективностью компании, без эффективного среднего звена управления организация имеет внутренний предел роста. Наличие компетентных управленцев среднего звена повышает осуществляемость управленческих решений высшего руководства.

Гарантировать ее может только команда управленцев на местах, работающая с такими же управленцами и рядовыми сотрудниками и отвечающая стратегическим целям субъекта предпринимательства, при одном условии — она должна обладать набором компетенций, необходимых для повышения управляемости. То есть управляющие воздействия должны быть
только качественными.

Специалисты портала «HR-менеджмент»4 в 2009 г. провели исследование, позволившее составить портрет среднего успешного менеджера в условиях российского рынка в виде модели компетенций. Как сообщает сайт, исследование длилось 9 мес., в нем участвовали 40 ведущих российских и западных компаний. В рамках исследования проведено 141 интервью с топ менеджерами и успешными менеджерами среднего звена в России.

По результатам исследования разработана стандартная модель компетенций для менеджеров среднего звена «20 граней менеджера». Обращает на себя внимание тот факт, что компетенции
управленца среднего звена конкретно проявляются только в сфере реализации управленческих решений высшего руководства и их доведения до исполнителей.

Именно от уровня этих компетенций зависит эффективность реализации управленческих решений, то есть управляемость субъекта предпринимательства.

В. Г. Куликовым и З. М. Рыбалкиной. Результаты анализа показали, что основная причина неосуществляемости управленческих решений — пресловутый «человеческий фактор».

Исполнительская дисциплина:

  • Недостаточная квалификация исполнителей;
  • Неоперативность;
  • Необязательность;
  • Противодействие.

Непредвиденные обстоятельства:

  • Невыполнение обязательств внешним поставщиком;
  • Несогласованность действий между подразделениями организации;
  • Изменение условий среды;
  • Форс-мажор, аварии, поломки.

Пороки решений:

  • Игнорирование руководителем необходимых для выполнения задания условий;
  • Нереальные сроки;
  • Перегруженность исполнителя;
  • Условные решения (выполнение которых сложно проверить);
  • Непродуманные решения;
  • Решения, не учитывающие род деятельности и возможности исполнителя (задание «не по
    адресу»).
Для повышения управляемости субъекта предпринимательства необходимо, чтобы управленцы среднего звена обладали достаточными компетенциями, а эта проблема решается только созданием системы повышения эффективности принятия управленческих решений
в компании.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)